Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

- за чего люди не могут понять друг друга. Одна из задач НЛпрограммиста - обучить клиента переводу с субъязыка на субъязык (если тот этого желает, иначе терапевт служит переводчиком).

4. ДИАГНОСТИКА ТИПОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПО НЕВЕРБАЛЬНОМУ

ПОВЕДЕНИЮ И УПОТРЕБЛЯЕМЫМ ПРЕДИКАТАМ.

Разберем основные обобщенные типы репрезентации, но будем помнить, что реальные люди функционируют гораздо сложнее и многообразнее.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ТИП(В).

ДЫХАНИЕ - ВЕРХНЕЕ быстрое поверхностное.

ГОЛОС - чистый, без придыхания. Громкостно (а не интонационно) акцентируют смысл. Не имеет контроля громкости (звук на глаза не давит ).

Эти люди стремятся держаться ровно. ЛИНИЯ ВЗОРА при контакте должна быть НЕ НИЖЕ линии взора собеседника. Нужен КОНТАКТ ГЛАЗАМИ (если не смотришь, значит не слышишь ). СМОТРЯ В ГЛАЗА ВИЗУАЛУ, МОЖНО ГОВОРИТЬ ЕМУ ЛЮБУЮ ЕРУНДУ.

Во время разговора ЖЕСТИКУЛИРУЮТ (жесты выше груди). Типы жестов:

1) указующий (быстро продуцируют свои галлюцинации и быстро их стирают );

2) рисующий (показывают то, о чем говорят). Жестикулируют, когда говорят, а КОГДА СЛУШАЮТ, ЗАМИРАЮТ.

ЗОНА КОНТАКТА весьма высока - держат дистанцию. Некоторые из них объясняют дистанцию недовольным этим собеседникам своей дальнозоркостью. КОГДА ПЕРЕСЕКАЕШЬ ЕГО ЗОНУ, он (последовательно):

1) расширяет зрачки;

2) поднимает брови;

3) отодвигает голову;

4) отодвигает плечи;

5) отходит.

Стремятся КРАСИВО одеться, причесаться, делать красивые жесты, принимать красивые позы.

По характеру - автократичны, склонны ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ДРУГИХ(покажите , посмотрите ), позиция сверху (suрer ego, собака сверху ).

Если поднимает глаза вверх, значит переключился внутрь (на собственные галлюцинации). Тогда можно:

1) дать ему время построить картинку и спросить: Вам ОЧЕВИДНО? (дать время перекодировать);

2) сказать кинестетическим голосом: Вам это очень нравиться? ). Если ругается с человеком, а смотрит мимо, значит он ругается со своей галлюцинацией - выключи телевизор (образ). Иногда, издавая языком звук, напоминающий тот, который возникает при смене слайда, можно вызвать изменение образа у визуала. То же происходит, если щелкнуть пальцами, хлопнуть в ладоши.

Если близорукий визуал снимает очки и говорит: Я вас слушаю (при этом видит цветное пятно), значит он не слушает (отключает сенсорику).

Чувствительны к внешним аранжировкам (любят порядок) - убирают пыль, когда ее увидят, чтобы было красиво. Кинестетик убирает, когда настало время, а визуал, когда видит грязь.

Часто отказываются от деятельности потому, что уже все сделали (в своих образах)

Они - стратеги, а кинестетики - тактики.

Визуалы склонны критиковать и обвинять. Типичный жест - указующий перст. Им свойственен повышенный темп - наступают на хвост : Я уже вижу, что ты хочешь сказать! (чтение мыслей ).

Очень чувствительны в речи к использованию визуальных слов : хочу ЧЕТКО для себя определить, ЯРКО, достаточно ЯСНО, КРАСИВО, КОНТРАСТНО, я уже ВИЖУ, точка ЗРЕНИЯ .

Из - за дистанции кажутся холодными(дистанция нужна, чтобы видеть. . . и себя в том числе).

Потирают глаза, прикасаются к ним.

Это люди, живущие в своих картинках (в крайнем выражении это онейроид), мир воспринимают ГЛАЗАМИ. Включи свет, а то не видно, о чем говорим . Это они придумали: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать .

В популяции США их около 40 %.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТИП (К)

Воспринимают мир ТЕЛОМ. Стремятся сделать, чтобы не было мучительно больно. . .

Тип ДЫХАНИЯ - брюшное медленное глубокое.

Отсюда - ГОЛОС низкого тембра, более медленного темпа.

РЕЧЬ - ТИХАЯ, проникновенная, ВЕСОВАЯ (не говорит просто так). Много других звуков. Голос соответствует чувству по тембру и интонации, часто с придыханием .

УШИ И ТЕЛО - ОДИН ОРГАН (голос и тело - один орган). Постоянно в движении (быстрый и медленный подтипы). Садится поближе, прикасается (небольшая персональная дистанция), любит прихватывать за пуговицу, локоток, прохаживаться. Потирает руки, поглаживает. Употребляет жесты уподобления (он находится внутри картинки , а визуал - снаружи ).

К на месте без ДВИЖЕНИЯ может усидеть не более 40 с (а в школе ему говорят: Не вертись! Не вертись! , что равносильно: Не думай! Не живи! ).

ЛИНИЯ ВЗОРА - ниже или на уровне взора собеседника. Контакт глазами с собеседником не обязателен, а часто мешает: отвлекает от собственных телесных ощущений.

ЖЕСТЫ кинестетика - внизу (до груди), уподобляющие (у визуалов рисующие).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К: это ДЕЛАЕТ меня; ТЯЖЕЛЫЙ,