Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

верните клиента в настоящее.

ШАГ 5. Попросите клиента определить ресурс, который необходим, чтобы

эти прошлые ситуации превратились в удовлетворяющие переживания. Убедитесь,

что названный ресурс действительно может повлиять на поведение и

субъективные переживания клиента. Многие

люди думают, что все было бы прекрасно, если бы другие люди

несколько изменились. Но нужно, чтобы САМ КЛИЕНТ был другим и

таким образом научился чему-то новому, вызывая другие реакции

у людей , вовлеченных в прошлые ситуации. Если необходимый ресурс

определен, помогите клиенту получить доступ к опыту, где

он действительно обладал этим ресурсом и проявлял его. Поставьте это

переживание на якорь.

ШАГ 6. Используя ЯКОРЬ РЕСУРСА, дайте клиенту пройти каждое из

идентифицированных переживаний и измените их, используя дополни

тельный ресурс. Вы можете использовать якори, которые соответствуют каждому

из трех или четырех переживаний, чтобы помочь

клиенту прямо войти в них. Когда клиент удовлетворен изменившимся

переживанием, договоритесь, чтобы он кивнул, тогда переходите к следующему

шагу(если клиент не удовлетворен новым результатом, возникающим в старом

переживании, вернитесь на шаг 5; найдите другой ресурс, более подходящий к

специфике прошлого переживания, затем снова переходите к шагу 6).

ШАГ 7. Попросите клиента вспомнить прошлые переживания, не используя

якори, чтобы обнаружить, действительно ли воспоминания субъективно

изменились.

ШАГ 8. Когда прошлые воспоминания изменились, попросите клиента при

мерить изменения в отношении будущего. Т. е. пусть клиент представит себе

ближайшую в будущем ситуацию, подобную прошлым, и

при этом возьмет с собой необходимые ресурсы. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ

ЯКОРИ. Этот способ проверки определяет, обобщились ли изменения и

интегрировались ли они полностью.

Если Вы работаете с клиентом, который не умеет видеть картины, используйте технику НАЛОЖЕНИЯ (см. дальше), чтобы ввести визуализации в сознание, прежде чем переходить к технике изменения истории.

3. ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие ВСЕ СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ. Это создает глубокие измененные состояния сознания, богатые переживаниями и, кроме того, развивает СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ.

НАЛОЖЕНИЕ - это техника, используемая для создания таких переживаний.

Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем по одной добавляются другие сенсорные модальности. Это также делается вербально, с использованием естественных связей между переживаниями, которые существуют между модальностями.

Например, для высоко - визуального типа процедура начинается с того, что клиенту предлагается представить зрительный образ дерева (деревьев). Когда оно будет видеться перед собой ясно, обращаем внимание клиента на разнообразие деталей (цветов и форм листьев, веток), потом - движение (Вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, Вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, Вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает Ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, Вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до Вас ).

Если пациент не может услышать, почувствовать, то в большинстве случаев помогает трюк: А что Вы бы услышали (почувствовали), ЕСЛИ БЫ слышали(чувствовали)? Чаще всего после этого запрет (блок) снимается. (Если бы я слышал, то услышал бы. . . ). Особенно эффектно, если неосознаваемой является ведущая система: как только она становится осознаваемой, наступает заметный прогресс в лечении, т. к. клиент получает доступ к важной для него информации. Следует особо подчеркнуть важность осознавания кинестетической информации.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Перед переходом к следующей главе поговорим о структуре сеанса (и всего курса лечения). Будем помнить всегда, что нас интересует только одно - достижение результата.

Во взаимодействии с клиентом имеются две точки. Первая - настоящее положение. Вторая - желаемый результат. Цель взаимодействия определяется клиентом (куда клиент хочет прийти ).

Присоединение (клиента и терапевта) настоящего положения к желаемому результату есть путь, который намечается совместно.

1. НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛИЕНТА.

При сборе информации клиенту кажется, что врач его не понимает, поэтому нужно