Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

Меняя громкость голосов, можно изменить восприятие мира. 2. Изменяя интонацию голоса, мы меняем кинестетику (резко - мягко и т. д. ). При этом меняется и содержание говорения: меняется стереотип задействуются другие мозговые поля.

ПО КИНЕСТЕТИКЕ (К).

9. Скользкий, колющий, шероховатый и т. д.

КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ

Для человека не все субмодальности равнозначны. Те из них, которые определяют негативные эмоции, (по 3 - 4 у каждого, но у всех людей - разные), называются критическими субмодальностями.

ТЕХНИКА РАБОТЫ С КРИТИЧЕСКИМИ СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ

В качестве примера предложим работу с В и А субмодальностями и оставим К субмодальность для контроля результата.

1 ЭТАП. Выявляем негативную ( - ), т. е. проблемную картинку. По очереди

меняем все субмодальности и возвращаем их в исходное положение. Такая

процедура позволяет выявить критические субмодальности.

2 ЭТАП. Выявляем позитивную (+), т. е. ресурсную картинку. В ней ничего не меняем.

3 ЭТАП. В( - ) картинке изменяем каждую субмодальность так, чтобы она

соответствовала субмодальности в (+) картинке. Если мы это

сделаем в отношении критических субмодальностей, то в

большинстве случаев автоматически изменятся и остальные

субмодальности. Если этого все же не произойдет, придется по

очереди изменить и все остальные субмодальности (видимо, среди них были

необнаруженные на 1 - м этапе еще одна - две критических субмодальностей).

Эта техника пригодна для клиентов, склонных к тщательной, неторопливой, скрупулезной работе.

Не забудьте об экологической проверке и присоединении к будущему.

1. ТЕХНИКА ВЗМАХА.

Универсальная, в том числе при вредных привычках. Существует несколько вариантов взмахов.

Например, возьмем полярные состояния (отношения):

1. Делать не нравится (неприятно) - нравится (приятно).

2. Состояние растерянности - уверенности; замешательства - понимания и

т. д.

Помещаем перед собой картинку, которая не нравится, за ней - затвор фотоаппарата , который открывается только на миг, а за затвором - то, что нравится. (Например, не нравится убирать квартиру, нравится есть апельсины). Смотрим на то, что не нравится и начинаем часто щелкать затвором , так что сзади на миг появляется то, что нравится. Процедура продолжается до тех пор, пока то, что не нравилось тоже начинает нравиться - человек осознает: чтобы получить позитив, надо пройти через негатив.

Подобным же образом работаем и с эмоциональными состояниями: впереди - растерянность, сзади - уверенность. И т. д.

Технология мета - модели создает условия для того, чтобы: а)поставить человека лицом к своей проблеме; б)сделать так, чтобы человек не убежал .

Для того, чтобы заложить основу для экспериментов с разными вариантами техники взмаха, предлагаем терапевтам освоить ТЕХНИКУ ШЕСТИШАГОВОГО ВЗМАХА.

ШАГ 1. Присоединение к клиенту.

ШАГ 2. Идентификация проблемы(чаще - проблемы стратегические: видение себя, отреагирование).

Просим клиента войти в ситуацию целиком (увидеть, услышать, по чувствовать). Для тех, кто не видит (запрет на видение): Что

бы ты видел, если бы ты видел? И дальше говорить: как если

бы. . . .

ШАГ 2. 1. Идентифицировать КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.

Из всего списка субмодальностей чаще всего таковыми являются:

ПО В: яркость, расстояние, ассоциация - диссоциация, размер.

Реже цвет, рамка;

ПО А: тембр, громкость, тон. Иногда - ритм;

ПО К: температура, интенсивность. Реже - тяжесть - легкость, боль.

ШАГ 3. Идентификация ресурсов. Чего(каких качеств)тебе не хватило

тогда, чтобы ситуация стала благополучной?

Или: Найди аналогичную ситуацию, где ты был в безопасности

(спокойствие, уверенность). Представь ситуацию, где ты был

уверенным, сильным (или спокойным) и в безопасности и т. д.

ШАГ 4. Взмах.

Если критическая субмодальность - яркость, негативная картинка должна

превратиться в позитивную и засветиться. Отодвигаем позитивную картинку

вдаль, а негативную ставим перед собой. Закрываем глаза, выдыхаем. Взмах

заключается в том, что

картинки, проходя друг через друга меняются местами. На вдохе

приближается позитивная и удаляется негативная картинка. Когда позитивная

картинка приблизилась - открыть глаза (прервать

цикл). На выдохе закрываются глаза, приближается негативная

картинка. Количество взмахов: от 1 - 2 до 10 раз (если есть

НАМЕРЕНИЕ клиента уничтожить негатив ).

Если закончить работу мешает рамка негатива, предложите

клиенту сломать ее и выбросить .

Работу