Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

Протекающий ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩАЕТСЯ, таким образом, В ВЕЩЬ ИЛИ СОБЫТИЯ. Когда это происходит, мы теряем возможности выбора и нас нужно вернуть к связи с происходящими динамическими процессами жизни. Обращение номинализации помогает человеку увидеть, что то, что он считал событием, находящимся вне его возможности контроля, в действительности является протекающим процессом, который может быть изменен. Номинализация отличается от нормальных существительных несколькими чертами. Для тех, кто любит визуализации, можно представить мысленным взором ручную тележку. Теперь положите на нее стул, посадите кошку или Вашу матушку. А теперь попробуйте положить туда неудачу, добродетель, проекцию или смущение. Как видите, номинализации - это не люди, места или вещи, которые можно было бы поместить в тележку (можно сказать и так: они реально не существуют. Это - фикция, галлюцинация). Другой способ обнаружить номинализации - проверить, соответствует ли слово, описывающее событие, синтаксической конструкции продолжающийся. . . . Если да, то это номинализация: продолжающаяся проблема (номинализация), продолжающийся слон продолжающийся стул , продолжающиеся отношения (номинализация).

Чтобы вновь преобразовать номинализацию в процессуальное слово, используйте глагол в качестве реакции:

- Я не получаю никакого ПРИЗНАНИЯ.

Реакция: Как Вы хотели бы, чтобы Вас ПРИЗНАВАЛИ?

- Я меняю свои решения.

Реакция: Может ли что - ни будь оставить Вас в этом изменении?

- Мне нужна помощь.

Реакция: Как Вы хотели бы, чтобы Вам помогали?

Следующая группа различий относится к ОГРАНИЧЕНИЯМ МОДЕЛИ говорящего. Эти различения определяют ограничения и, правильно работая с ними, Вы можете помочь человеку обогатить свою модель мира, расширив ее. Два различения этой категории таковы:

* универсальные квантификаторы;

* модальные операторы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ - это такие слова, как все , каждый , всегда никогда , всякий , никто и т. п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами с помощью преувеличения - интонацией голоса и добавлением других универсальных квантификаторов, - может помочь работе с ними. Это заставляет человека поискать исключений для своих обобщений, что дает большие возможности выбора. Другой способ прямой работы состоит в задавании вопроса, не было ли у говорящего опыта, который противоречил бы этому обобщению.

- Я никогда ничего не делаю правильно.

Реакция: Вы АБСОЛЮТНО НИКОГДА НИЧЕГО НЕ делаете правильно?

- Ты всегда мне лжешь.

Реакция: Я ВСЕГДА тебе лгу?

- Невозможно получить то, чего я хочу.

Реакция: Когда - ни будь Вы получили то, чего хотели?

МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ - это слова, которые указывают на отсутствие выбора: мне следует , я должен , я не могу , это необходимо . Работа с этими модальными операторами выводит человека за пределы того, что было для него принятым. Есть два хороших вопроса, которые помогают работе с такими ограничениями: Что Вам мешает? и Что случится, если Вы сделаете (не сделаете) это? Вопрос Что Вас останавливает? (Что Вам мешает? ) направляет человека в прошлое, в поиски переживания, которое сформировало это обобщение. Что случится, если . . . ? заставляет клиента пойти в будущее и представить себе возможные последствия. Эти реакции помогают получить более полную и богатую модель мира.

- Я не могу это сделать.

Реакция: Что Вас останавливает?

- Мы должны закончить это ко вторнику.

Реакция: Что будет, если Вы не закончите?

- Я должен заботиться о других.

Реакция: Что случится, если Вы не будете этого делать?

- Я не могу сказать ему правду.

Реакция: Что останавливает Вас в этом?

Третья группа различий касается СЕМАНТИЧЕСКИ - ОШИБОЧНЫХ ФОРМУЛИРОВОК. Смысл обращения внимания на такие предложения в том, что это помогает человеку обнаружить те части модели, которые тем или иным образом ИСКАЖЕНЫ, что обедняет доступный опыт. Посредством изменения таких формулировок человек может получить большую возможность выбора и богатую свободу. Такие ошибочные формулировки часто мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в ином случае. Три класса семантически - ошибочных форм таковы:

* причина и следствие,

* чтение мыслей ,

* потеря субъекта.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - предположение, что некоторое действие со стороны человека может заставить другого человека действовать определенным образом или пережить определенную эмоцию, внутреннее состояние. (Одной из попыток реализовать это предположение является склонность