Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

нужно проделать тщательно. Если негатив уменьшается

и превращается в темную точку - продолжать работу (даже если

точка стала белой).

ШАГ 5. Экологическая проверка.

Просим клиента войти в проблемное состояние. Если взмах не

сработал , вернуться на шаг 3: Чего тебе не хватило, чтобы

решить это. . . ? Представь себе человека с ресурсами. Отправь

его в проблемную ситуацию. Как он будет себя чувствовать? Хорошо .

Войди в ситуацию и стань этим человеком . Чего тебе не хватает? . Если чего -

то не хватает - повторить (чело век с ресурсами и т. д. )

Повторить взмах (шаг 4) с новым ресурсом. Сделать шаг 5. Если

результат все же не удовлетворяет:

- проверить субмодальность или

- найди сам способ, чтобы тебе было хорошо . Пациент находит

ресурс сам.

Снова проверяем ресурс (РЕСУРС ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВТОРИЧНУЮ

ВЫГОДУ). Проводим взмах.

ШАГ 6. Присоединение к будущему.

Забрасываем стратегию поведения - ресурсы - в будущее. Это вызывает

состояние уверенности(каждый человек помнит свое будущее - родительское

программирование). Хорошо ресурс забросить в будущее на 1 - 2 года(будущее

настало, а там тебя уже

ждет ресурс ). Если на такой период не работает, возвращаемся к

ресурсам (шаг 3).

(Взмах можно делать в прошлом и будущем. При этом брать ресурс из этого же

времени).

При окончании процедуры спросить клиента, нужно ли делать что-нибудь еще. Если - нет, проводим взаимное отсоединение: Ну, пока! (Иди с Богом , Аллах да пребудет с тобой ).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСАМ.

В качестве примера рассмотрим визуальные ресурсы.

1. Они должны быть ассоциированы.

2. Картинка должна быть прямо перед человеком.

3. Человек должен видеть себя со стороны и быть повернутым к себе

лицом.

4. Клиент на картинке не должен быть наклонен, лучше, если он находится в

вертикальном положении.

5. Цвета картинки - в зоне светлых тонов (белый, голубой, желтый).

6. Рамка должна быть не меньше, чем в проблемной картинке.

7. Картинка должна быть больше, чем проблемная.

Следует иметь в виду влияние мотивации клиента на выбор им стратегии: ОДНИХ ЛЮДЕЙ МОТИВИРУЮТ ДОСТИЖЕНИЯ, А ДРУГИХ - СТРАХ НЕУДАЧИ. Отсюда - эффективная или неэффективная стратегия.

Существует множество субмодальных технологий.

Например, ассоциация - диссоциация при ФОБИИ (5 шагов).

ШАГ 1. Идентифицировать ресурс. Якорить его.

ШАГ 2. Попросить - как на экране (диссоциировано) - увидеть фобическую

ситуацию.

ШАГ 3. Фобическое переживание (на экране) протягивается на фоне ресурса .

ШАГИ 4, 5. Экологическая проверка, присоединение к будущему. Если это

истинная фобия, то она проходит тут же.

Познакомлю Вас еще с четырьмя психотерапевтическими техниками: посмотреть на себя глазами значимого человека, нейтрализатор порога, переформирование и мета - модель.

2. ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ЗНАЧИМОГО ЧЕЛОВЕКА.

Данная техника помогает увидеть истинную подоплеку взаимоотношений с данным человеком(увидеть, что НА САМОМ ДЕЛЕ находится в белом пятне карты и скорректировать ее, приведя в большее соответствие с территорией). В качестве примера рассмотрим технику изменения отношения с любимым человеком (родителем, партнером, ребенком, другом).

ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ТЕБЯ ЛЮБИТ.

ШАГ 1, 2. Попросите клиента вообразить себя писателем: Вы - автор. Вы

пишете книгу, в которой Вы сами действующее лицо, вместе со

многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы Ваша жизнь

была такой, какая она есть. Вам нужно определить кого - то в

своей жизни, кто, как Вы знаете, любит Вас. Важно не то, что Вы

его любите, важно, что Вы знаете, что она (или он) любит Вас .

Если такого человека не обнаруживается в данное время,

сориентируйте клиента на его прошлое, когда был кто - то, кто,

как клиент уверен, любил его. Если клиент утверждает, что такого человека не

было, помогите ему создать такого человека,

обратив внимание на то, чтобы это был образ ценного для

клиента человека.

ШАГ 3. Поставьте клиента в положение, когда он смотрит через стекло на того, кто

его любит.

ШАГ 4. Предложите клиенту описать для себя существенные характеристики,

значимые и мелкие, которые делают этого человека

особенным для клиента. Напомните ему, что он писатель, и образ

человека должен быть живой, а не схематичный.

ШАГ 5. Предложите клиенту выплыть из своего тела и войти в тело

человека, который его любит (т. е. ассоциироваться с ним) - используйте

ТЕХНИКУ НАЛОЖЕНИЯ, поставьте эту