Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 3)

глух. Ну что ж! Если его душа стремится в дру¬гом направлении, почему мы будем навязывать эту систему? Возможно, он скоро будет испытывать нужду в ней. В этом случае систе-ма в его распоряжении, совершенно готовая; её остаётся только изучить. Я верю, что придёт время, когда я опять буду жить на этой земле. Конечно, мои друзья-спириты в этом со мной не сог¬ласны. Но, в конце концов, разве это важно? На наш взгляд, учение о реинкарнации просвещает человека и поддерживает его, потому как оно объясняет многие положения, которые иначе остались бы нераз¬решимыми. Но если человек ещё не чувствует в этом потребности, мы не станем навязывать ему свои объяснения. Мы проповедуем идею непрерывного прогресса – после смерти и через другие жизни на земле. Спирит предпочитает идею безвозвратного перехода в другие и более высокие сферы. Мы обоюдно согласны в том, что после смерти человек прогрессирует, что мы должны наилучшим образом восполь¬зоваться жизнью здесь в смысле подготовки к другому виду сущест¬вования, потому что, поступая так, мы непременно достигаем его, где бы это ни произошло. Когда все люди станут жить как можно благороднее, чтобы приготовиться к этой жизни прогресса, настанет время обсуждать, где это будет.

Наблюдатель должен быть тренированным.

Что касается спиритических явлений, то мы их вовсе не отрицаем. Мы прекрасно знаем, что они существуют, и мы также знаем, что они являются мощным доказатель-ством сверхфизической жизни; они убедили многих скептиков в её реальности. Но есть много людей, которые, по-видимому, от рождения не способны извлечь пользу из опы-та других. Им надо увидеть самим, и они не считаются с тем, что из-за их неподготов-ленности любые наблюдения лишены смысла. По этому поводу мистер Фуллертон очень справедливо сказал: “Чтобы обеспечить какой-то успех в наблюдениях, необхо-дима долгая и внимательная практика. Необходимо обезопасить себя от всех воз¬можных ошибок путём повторения опытов: нужно научиться понимать различие между ними, их особую ценность, их иллюзии. Всё это верно для физического плана и тем бо-лее верно для астрального, где явле¬ния столь разнообразны, условия столь различны, а причины заблужде¬ний столь многочисленны. Всякий, кто воображает, что с первого раза и без предварительной подготовки его наблюдение за явлениями астрального пла-на позволит ему разобраться в них лучше специалистов в этой области, кто предпола¬гает, что он исключение из общего правила, что он стоит выше всех прочих людей и создан иначе, чем они, – тот демонстрирует заурядную форму тщеславия, иллюзию от-носительно своей личной ценности, которую могла бы излечить самое элементарное изучение человеческой природы. Это отношение можно сравнить с убеждением чело-века, пред¬полагающего, что, проникнув впервые на новый материк и не являясь ни на-туралистом, ни физиком, ни ботаником, он проведёт более успеш¬ные исследования на нём, чем учёные, давно работающие в этих областях и сравнивающие результаты своих исследований”.

Если вам необходимо видеть самому, если вы не можете придти к убеждению путём логического рассуждения, то, конечно, вам надо присутствовать на спиритических се-ансах и на собственном опыте познать всё, как это сделали многие другие. Но мы не советуем всем людям убеждаться таким образом, поскольку, с нашей точки зрения, этот метод имеет серьёзные неудобства.

Неудобства.

Самое серьёзное из них это то, что рассмешит скептиков: опасность поверить слиш-ком сильно! Потому что, наберясь решимости и упорства, скептик рано или поздно убедится в истинности вещей, и вполне вероятно, что в этот день он впадёт в другую крайность – он поверит слишком сильно. Он может легко впасть в заблуждение и всё, что говорят умершие, уподобить словам Евангелия, рас¬сматривая сообщения вертяще-гося стола как божественное откровение.

Существует и другая опасность, это – преследование. На сеансы часто приходят умершие невысокого морального уровня, люди с испорченными нравами, которые стремятся удовлетворить через посредника свои низменные и непристойные страсти. Как правило, “руководитель” защищает своего медиума от таких влияний и не позволя-ет умер¬шему негодяю давать сообщения. Но он не может помешать ему привя¬заться к кому-нибудь из присутствующих и последовать за ним. Скеп¬тик может верить в силу своего духа, в невозможность поддаться влиянию, но может случиться, что однажды он будет неприятно разоча¬рован в этом. Может ли он рисковать и подвергнуть свою жену или дочь такому влиянию? Разумеется, я признаю, что это может произойти, но не