Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 2)

верхом на серой лошади.

– Нет, никогда, но я клянусь, что видел его сегодня вечером. Фермер спросил меня, не слышал ли я, что случилось с одним мельником сорок лет назад.

– Нет, ни слова.

– Итак, сорок лет назад, этот мельник, возвращаясь с рынка, попал в засаду; он был убит на этом перекрёстке. По обычаю мель¬ников этого края он носил светлую одежду, и его лошадь была серой масти. Я купил эту ферму вскоре после случившегося, и хотя я знал об этом и тысячу раз проезжал этот перекрёсток, я сам не видел ничего сверхъ-естественного. Однако многие люди рассказывают то же, что и вы”.

В данном случае звуковых явлений не было и сцена убийства не воспроизводится. Есть только спокойное привидение мельника, еду¬щего на лошади к месту преступле-ния; и само это видение появля¬ется лишь в редких случаях. Ничто в рассказе не указы-вает на то, было ли это материализацией или мыслеформой. Однако изложенные факты наводят на некоторые выводы. Не воспроизводятся ни удары, ни борьба; следователь-но, астральный отпечаток не был порождён мыслью или чувствами мельника, потому что, если бы это было так, нападение неизбежно было бы его основным моментом. Призрак мель¬ника приближается к перекрестку, но никогда не отдаляется от него. Фак-тически он появляется так, как если бы за ним наблюдали глаза преступника. Мельник не сознавал опасности, он просто возвращался домой. Вряд ли можно предположить, что душевное состояние мельни¬ка способно было породить такой отпечаток. Но кто может описать сумятицу чувств в душе убийцы, сидящего в засаде и наблюдающего за приближающейся жертвой. Были все основания для того, чтобы образ несчастного мельника глубоко и навечно запечатлелся в его душе и поэтому временами становился видимым. Это видимое воспро¬изведение образа могло быть следствием мгновенного усиления мысли убийцы, или же оно объясняется лишь впечатлительностью тех, кто его видел, ибо для одного и того же человека, наблюдавшего виде¬ние один раз, явление никогда не повторялось в тех же обстоятель¬ствах. Рассказчик заявляет, что в после-дующие десять лет ему часто приходилось проезжать это место, однако мельника он никогда больше не видел. Это можно объяснить тем, что у него больше не повторялось состояние достаточной восприимчивости, или тем, что образ более не материализовал-ся в тот момент, когда он проез¬жал это место.

Известно много рассказов о привидениях убитых, однако сама жертва появляется очень редко. Если это самоубийца, если имела место ссора из-за раздела нечестно при-обретённого имущества, то призрак вполне может появиться на месте смерти. Но если убитый был невиновен, то он вряд ли будет возвращаться на место преступления или же часто думать о нём, по крайней мере если он не мстителен по природе. То, что мож-но увидеть или услышать в этом плане, почти всегда является либо простым астраль-ным отпечат¬ком, либо мрачными мыслями, преследующими преступника.

Все астральные силы этого рода имеют свойство ослабляться с течением времени. Всё, что бы ни случилось, навечно регистри¬руется на высших планах, и тренированный ясновидящий всегда может найти там эти записи; однако это вовсе не зависит от чувств людей, причастных к событию, и построено совсем на ином принципе, чем астральные отпечатки низшего типа, которые только одни и могут вызвать явление того рода, ко-торый мы описали. Только они со временем постепенно исчезают, даже если иногда существуют очень долго по сравнению с продолжительностью нашей земной жизни. Мно¬гие люди, например, ещё испытывают неприятное чувство, проходя мимо места, где находилась виселица в Тайборне, даже если они не знают, где точно она стояла.

Существует много других второстепенных по значению аст¬ральных явлений, кото-рые я не стал рассматривать, поскольку они никоим образом не связаны с состоянием человека и его способнос¬тями после смерти. Читатели, желающие подробно узнать об астраль¬ном плане, его обитателях, живых и умерших, людях и нелюдях, должны про-честь “Пятое теософическое руководство”. В этой книге я подошёл к теме с другой точки зрения, посчитав достаточным изло¬жить факты смерти и последующей жизни, а также показать, что большую часть истины, раскрытую благодаря наблюдениям теосо-фов, можно было бы логически постичь из уже известных нам примеров, и если бы лю-ди только дали себе труд серьёзно их изучать и сравни¬вать и уделили этой важнейшей проблеме хотя бы нем¬ного внимания, которого она заслуживает.

ГЛАВА 23. КАК ПОСТУПАТЬ В ПРИСУТСТВИИ ПРИЗРАКА

Прежде чем закончить эту тему, я осмелюсь дать читателю