Пауло Коэльо

Пятая гора

нужен колодец, что стоит вдали? Именно они указывают путь, по которому должен идти караван.

— Моё сердце ноет от тоски, — сказал Илия, опускаясь на колени и простирая руки к небу. — Хоть бы я умер здесь и мои руки никогда не обагрились кровью моего или чужого народа. Посмотри назад: что ты видишь?

— Ты же знаешь, я слеп, — сказал ангел. — Мои глаза ещё хранят свет славы Божьей. Поэтому, я ничего не вижу. Всё, что я могу понять, — это то, что мне говорит твоё сердце. Всё, что я могу предугадать, — это опасность, которая тебе грозит. Но я не знаю, что находится у тебя за спиной...

— Тогда я скажу тебе: там Акбар. В это время дня, когда вечернее солнце освещает его очертания вдали, он прекрасен. Я привык к его улицам и стенам, к его щедрому и радушному народу. И пусть жизнь этих людей до сих пор тесно связана с торговлей и суевериями, сердце у них такое чистое, как ни у одного народа мира.

Я научился у них многому, чего не знал прежде. Взамен я выслушивал жалобы горожан и, вдохновляемый Богом, решал их споры. Не раз меня подстерегала опасность, и всегда кто-нибудь приходил мне на помощь. Почему я должен выбирать между спасением этого города и освобождением своего народа?

— Потому что человек должен делать выбор, — ответил ангел. — В этом и состоит его сила — в могуществе его решений.

— Это трудный выбор. Он требует принять смерть одного народа, чтобы спасти другой. — Ещё труднее определить свой путь. Тот, кто не делает выбора, умирает в глазах Бога, хотя по-прежнему живёт и ходит по улицам.

— И потом, — продолжил ангел, — никто не умирает. Вечность раскрывает объятья всем душам, и каждая душа продолжает свой путь. Всё, что живет под солнцем, для чего-то нужно.

Илия снова воздел руки к небесам и закричал:

— Мой народ отступился от Бога из-за женских чар. Финикия может погибнуть только из-за того, что письменность вызовет гнев богов, как считает жрец. Почему Создатель выбирает трагедию для Своей книги жизни?!

Крик Илии эхом отозвался в долине.

— Ты не знаешь, что говоришь, — ответил ангел. — Нет трагедии, есть только неизбежное. Всё в жизни имеет свой смысл, тебе нужно лишь научиться различать, что преходяще, а что вечно.

— Что преходяще? — спросил Илия.

— Неизбежное.

— А что вечно?

— Уроки неизбежного. Сказав это, ангел исчез.

В тот вечер, за трапезой Илия сказал вдове и мальчику:

— Собирайте вещи, мы должны быть готовы в любую минуту уйти из города. — Ты не спал уже два дня, — сказала вдова.

— Сегодня днем сюда приходил посланник наместника и велел тебе отправиться во дворец. Я сказала, что ты ушел в долину и останешься там ночевать.

— Ты правильно сделала, — ответил он. Поднявшись в свою комнату, он лег и тут же провалился в глубокий сон.

18

Утром его разбудил бой барабанов. Когда он спустился, чтобы узнать, что происходит, мальчик стоял в дверях дома.

— Смотри! — восклицал он с сияющими от возбуждения глазами. — Это война!

В сторону южных ворот, звеня военными доспехами, под барабанную дробь двигался отряд воинов.

— Вчера тебе было страшно, — сказал Илия ребенку.

— Я не знал, что у нас так много воинов. Наши воины — самые лучшие!

Илия вышел на улицу. Ему нужно было во что бы то ни стало найти наместника. Остальные жители города тоже проснулись от звука военных гимнов и пребывали в оцепенении. Впервые в жизни они видели, как идёт строем целое войско.

Первые лучи солнца отражались на копьях и щитах воинов. Военачальнику удалось подготовить войско втайне от города. Теперь он мог убедить всех, что его войско одержит победу над ассирийцами. Этого и боялся Илия.

Илия протиснулся между рядами воинов и подошел к передней части колонны. Наместник и военачальник, верхом на лошадях, возглавляли шествие.

— У нас был уговор, — сказал Илия, подойдя ближе к наместнику. — Я могу совершить чудо!

Наместник не ответил ему. Войско прошло через ворота и вышло в долину.

— Ты знаешь, что это войско — просто самообман! — упорствовал Илия. — Ассирийцев в пять раз больше, и у них есть опыт сражений. Не дай же разрушить Акбар!

— Что тебе от меня нужно? — спросил наместник, не останавливая своего коня. — Вчера вечером я послал гонца, чтобы поговорить с тобой,