Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

долга, к «сознанию, что я должен поступать так-то». Мысль «я должен» возникает в сознательном уме вначале и побуждает к установлению привычки, хотя эта последняя некоторое время спустя становится автоматичной — материалом для подсознательного мышления, и не имеет никакой связи с «я должен», а уже относится к тому, что нам «нравится».

Таким образом мы видим, что это изменение, воспитание, формирование, создание характера близко соприкасается с установлением привычек. А каков, спрашивается, наилучший способ для установления привычек? На это йоги отвечают: «Представьте себе умственный образ и затем созидайте вокруг него вашу привычку». И в эту сжатую фразу они вложили целую систему.

Всё, что имеет форму, создано вокруг умственного образа — будь это умственный образ какого-нибудь человека, животного или хоть Абсолютного. Таково правило вселенной, и в деле воспитания характера мы лишь следуем установленному правилу. Когда мы хотим строить дом, мы прежде всего думаем о «доме» вообще, а затем уже думаем о том, какой дом нам надо строить, и наконец, входим в подробности, советуемся с архитектором, и тот составляет для нас план, который и есть его умственный образ, внушённый нашим умственным образом. Когда план выбран, мы обращаемся к строителю, и в конце концов, дом стоит выстроенный, олицетворяя собой объективированный умственный образ. И так с каждой созданной вещью — всё есть проявление умственного образа.

Если вы желаете привить себе известную черту характера, вы должны создать ясный, точный образ того, чем вы желаете быть. Это очень важный шаг. Нарисуйте ясную, точную картину, укрепите её в вашем уме и начинайте строить вокруг неё. Пусть ваши мысли сосредоточиваются на этой умственной картине; старайтесь вообразить, что вы уже обладаете желаемой чертой и проявляете её в действии. Проявляйте её в вашем воображении возможно чаще, настойчиво, постоянно, при всевозможных условиях и обстоятельствах. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре же заметите, что начинаете выражать мысль в действии — объективируете субъективный умственный образ. Вам уже покажется «естественным» действовать всё более и более в согласии с вашим умственным образом, пока, наконец, новая привычка не водворится прочно в вашем уме и не станет вашим естественным способом действия и выражения.

Это вовсе не туманная, призрачная теория, а хорошо известный и доказанный психологический факт, и тысячи людей этим способом достигали удивительных результатов, стараясь исправить свой характер.

Этим путём можно не только возвысить свой характер, но даже отлить в ту или иную форму свою «будничную» личность, чтобы она более отвечала потребностям окружающих и нашим обязательным занятиям. У кого не хватает настойчивости, тот может добыть её; кто подвержен чувству страха, тот может заменить его чувством бесстрашия; у кого недостаёт самоуверенности, тот может приобрести её. Действительно, нет черты характера, которую нельзя было бы развить таким способом. С помощью этого метода людям удавалось буквально «в корень переделывать свою личность». Большим препятствием служило то обстоятельство, что многие не в состоянии были понять, что они могут осуществить эту задачу. Они думали, что им суждено навсегда оставаться такими, какими они были. Они не понимали, что созидательная работа ещё не окончена и что в них самих таится созидательная сила, вполне отвечающая данному случаю. Постигнув эту истину и испытав её на практике, человек становится совсем другим существом. Он считает себя выше окружающей среды и процесса воспитания — он находит, что он вырос из этих условий; он сам служит себе средой и сам воспитывает себя.

В некоторых больших английских и американских школах воспитанники, развившие в себе и проявляющие способность владеть собой и контролировать свои поступки, вносятся в списки особого, так называемого «самоуправляющегося класса». Они ведут себя так, как будто они запечатлели в своей памяти следующий афоризм Герберта Спенсера: «Высшая способность самоконтроля есть одно из совершенных качеств идеального человека. Не поддаваться без разбору всяким импульсам, не бросаться туда и сюда в угоду каждому своему желанию, но быть сдержанным, уравновешенным, управляемым правильным решением чувств, собравшихся на совет... вот именно чего старается добиться нравственное воспитание». А желание пишущего эти строки — поместить каждого из читателей в «самоуправляющийся класс».

В статье, ограниченной рамками одного чтения, мы не можем дать руководства по развитию характера