Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

духовным умом (Буддхи — ред.). Эта часть ума почти совершенно неизвестна многим представителям современного человечества, но интерес к рассматриваемому здесь вопросу уже показывает, что в уме читателя это начало достигло известного развития. Кого привлекают темы и рассуждения по вопросу о духе, тот уже не может быть чужд развитию духа в себе самом. Эта область ума есть источник того, что мы называем «гением», «вдохновением», «духовностью», и всего того, что мы считаем «высшим» в нашей психике. Все великие идеи и мысли проникают в наше сознание из этой части ума; всё развитие человечества идёт отсюда; все высокие отвлечённые идеи, которые приходили к человеку на пути его эволюционного развития, всё, что клонится к облагорожению, к истинному религиозному чувству, к справедливости, к неэгоистической любви, к милосердию, к симпатии — всё это идёт из медленно раскрывающегося духовного ума. Идея братства человечества пришла к человеку таким же путём. Всё знание великих оккультных истин только этим путём могло достигнуть ума человека. Постигание Я, идею которого мы стараемся передать читателям в этих главах, идёт к нам от духовного ума, стремящегося раскрыть своё содержание нашему обыденному сознанию.

Но даже эта великая и удивительная часть ума есть только орудие — необыкновенно тонкое и сложное, но всё-таки орудие истинного Я или истинного существа человека.

В конце этой главы мы имеем намерение дать читателям указания для небольшой умственной тренировки, которая поможет им отделить Я от ума или от его состояний. В связи с этим мы должны сказать, что каждая часть ума, каждое его проявление, каждая функция — по-своему хороши и необходимы. Читатель ни в каком случае не должен думать, что мы хотим обесценить в его глазах деятельность ума; наоборот, мы стремимся указать, что только пользуясь своим умом, человек способен достигать знания своей собственной природы и своего истинного Я. Мы именно говорим, что постепенный прогресс через многие промежуточные стадии может совершиться только путём развития и совершенствования умственных способностей человека.

Человек в настоящее время пользуется только низшими и несовершенными частями своего ума, и внутри его душевного мира лежат большие неизведанные области, которые далеко превосходят всё, о чём только мог грезить человеческий ум. И частью задач раджа-йоги является помощь раскрытию этих высших способностей, открытию новых областей душевного мира. И поэтому, не ограничиваясь только одним описанием ума и его деятельности, учителя раджа-йоги стремятся главным образом заставить признать силы и возможности, заложенные в уме, и направить человека, изучающего Йогу, по правильному пути к раскрытию этих сил.

И только при помощи ума излагаемые здесь учения могут быть схвачены, поняты и использованы с наибольшей выгодой. Мы обращаемся прямо к умам читателей и просим эти умы с интересом раскрыться перед тем, что сойдёт в них из их собственных высших областей. Мы обращаемся к интеллекту и просим его направить всё своё внимание на это необыкновенно важное дело. Это важно для того, чтобы интеллект не ставил препятствий истинам, готовым проникнуть в него из области духовного ума, знающего Истину.

Тренировка ума

Создайте себе спокойную, тихую обстановку, чтобы вы могли свободно размышлять на темы, которые мы будем перед вами ставить. Встречайте сочувственно предлагаемые нами идеи, и пускай ваше душевное состояние будет таким, чтобы в вас легко могло проникать то, что ждёт вас в высших областях вашего собственного ума.

Мы хотим обратить ваше внимание на некоторые умственные впечатления и состояния, в известной последовательности, чтобы вы могли сознать, что эти состояния ума — лишь случайные проявления вашего «Я», а не вы сами. Это необходимо для того, чтобы вы могли отстранить их и рассматривать их, как любую другую вещь, которой вы пользуетесь. Вы не может отстранить от себя «Я» и рассматривать его таким образом, но можно изучать так разнообразные формы «не-Я».

Первое чтение дало вам возможность осознать ваше «Я», как нечто независимое от тела, являющегося лишь орудием, которым пользуется Я. Вы теперь достигли той ступени, когда ваше Я представляется вам некоторой умственной сущностью — клубком мыслей, чувств, настроений и т. п. Но вы должны пойти дальше. Вы должны научиться отличать «Я» от этих умственных состояний, которые являются орудиями «Я» точно так же, как и тело и его члены.

Начнём с рассмотрения мыслей, более тесно связанных с телом, и затем перейдём постепенно к высшим