Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

ум не может в действительности заниматься одновременно более, чем одной вещью, и даже, когда кажется, что он делает это, в действительности он с удивительной быстротой перебегает взад и вперёд от одной вещи к другой».

Сосредоточив волевое внимание на предмете, мы не только в состоянии видеть его и думать о нём с величайшей возможной степенью ясности, но при таких условиях ум обладает склонностью приводить в поле сознания все различные идеи, соединённые в нашей памяти с этим предметом или вопросом, и как бы ставить вокруг данного предмета все относящиеся к нему факты и сведения. В то же время внимание, направленное на предмет, оживляет и делает ярче всё то, что мы знаем относительно этого предмета в данное время и могли бы узнать впоследствии. Внимание как бы прорывает канал, по которому течёт знание.

Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия и сильно помогает деятельности органов восприятия. Обращая внимание на то, что он видит и слышит, человек начинает замечать невиденные или неслышанные ранее подробности, и где невнимательный ум получит, скажем, три впечатления, внимательный ум воспримет их трижды три, или может быть, трижды трижды три.

Как мы сейчас сказали, внимание приводит в действие силы ассоциации и даёт нам свободный конец бесконечной цепи ассоциированных между собой фактов, хранящихся в нашей памяти. Эти факты образуют комбинации, о которых мы никогда не думали раньше, и этим дают нам совершенно новые сведения относительно рассматриваемой вещи. Доказательство этого доступно каждому на опыте. Кто не помнит, как сидя и занимаясь письмом, рисованием или чтением с большим вниманием и интересом, он с изумлением обнаруживал, что целый поток мыслей, относящихся к данному предмету, проникает в его голову. Внимание как будто собирает в фокус все ваши познания, которыми вы обладаете по отношению к данной вещи, и соединяет их вместе, позволяя вам комбинировать и классифицировать их, создавая таким образом новые знания. Гиббон говорит нам, что бросив беглый взгляд и немного подумав о новой теме, он переставал размышлять о ней и позволял своему уму (при сосредоточенном внимании) обнаруживать всю сумму своих знаний по отношению к этому предмету, после чего он возобновлял работу с удвоенной силой и производительностью.

Чем больше внимания человек отдаёт рассмотрению предмета, тем глубже впечатление, которое предмет оставляет в уме, и тем легче будет ему впоследствии проследить это течение мыслей при работе.

Внимание — это необходимое условие для хорошей памяти, и фактически не может быть хорошей памяти без известной степени внимания. Степень памяти зависит от степени внимания и интереса. И когда мы подумаем, что работа сегодняшнего дня даёт результаты благодаря тому, что мы помним, что было вчера, третьего дня и т. д., мы начинаем видеть, что степень внимания, проявляемого сегодня, определяет качество работы завтрашнего дня.

Некоторые мыслители определяют гениальность, как результат великих сил внимания, или по крайней мере признают, что внимание и гениальность идут рядом. Один писатель говорит, что, может быть, гениальность лучше всего определяется силой сосредоточения на каком-либо данном предмете до тех пор, пока из этого предмета не взято всё, что заключается в нём.

Симпсон писал, что сила и привычка мыслить внимательно и беспрерывно об одном деле, с изъятием на это время всяких других предметов, есть одно из главных, если не главное средство, ведущее к успеху. Сэр Исаак Ньютон рассказывает нам свою систему приобретения сведений и знаний. Он говорит, что старался возможно более долгое время держать перед собой предмет, подллежащий рассмотрению, и затем оставлял его и ждал, пока у него как бы сами собой не начинали появляться новые мысли, касавшиеся данного предмета — слабая полоска зари постепенно превращалась в яркий свет дня. Это на самом деле как бы умственный солнечный восход.

Внимательный наблюдатель, доктор Абекромби, писал, что он не знает более важного правила для достижения успеха на любом поприще, чем способность делать одну вещь в одно время, избегая всех развлекающих и отвлекающих предметов, причём ум непрерывно должен держать главную мысль перед собой. Другие добавляют к этому, что такая система помогает человеку замечать отношение или связь, существующую между данным предметом и другими вещами, те отношения, которые не будут видны менее внимательному наблюдателю.

Степень внимания, развиваемая человеком, есть показатель его способности к интеллектуальной работе. Как мы сказали,