Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

однако, только в смысле отчётливости; с другой стороны, музыканты развивают это чувство по другим линиям.

_________________

* Диапазон, приведённый здесь, соответствует полосе частот 16 — 19000 Hz, автор учитывал каждый полупериод и получил вдвое б`ольшие значения. — прим. ред.

Зрение считается обыкновенно наиболее высоким и тонким из всех человеческих чувств. Оно воспринимает значительно б`ольшее число предметов, на более далёком расстоянии и передаёт разуму гораздо более разнообразные наблюдения, чем какое бы то ни было из связанных с ним чувств. Оно представляет собой чувство осязания, во много раз увеличенное. Как говорит Уилсон, «Наше зрение можно рассматривать, как более тонкое и расплывчатое осязание, распространяющееся на бесконечно большее количество тел; оно обнимает самые большие фигуры и делает доступными нам самые отдалённые части вселенной».

Зрение получает впечатления внешнего мира через волны, идущие от тела к телу — от солнца к земле, от лампы к глазу. Эти световые волны образуются вследствие колебаний в веществе, совершающихся с почти невероятной быстротой. Самое низкое световое колебание имеет 450000000000000 вибраций в секунду, тогда как высшее достигает 750000000000000 вибраций в секунду. Эти цифры относятся лишь к колебаниям, воспринимаемым глазом, как свет. Выше и ниже этих цифр гаммы колебаний существует бесчисленное множество других колебаний, невидимых для глаза, хотя некоторые из них могут быть зарегистрированы инструментами. Различные цветовые впечатления зависят от числа колебаний, причём красный цвет является гранью самых низких, а фиолетовый — гранью самых быстрых видимых колебаний; оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой и синий цвета связаны с промежуточными между этими двумя гранями колебаниями.

Культура зрения при помощи внимания имеет огромную для всех важность. Путём ясного и точного рассмотрения частей какого-нибудь предмета, приобретается степень знания, недостижимая при отсутствии упражнения этой способности. Мы говорили об этом выше в главе о внимании, к которой мы снова отсылаем читателя. Фиксирование взглядом одного предмета помогает человеку сосредоточить мысли и не позволяет им отвлекаться. Глаз обладает и другими свойствами и качествами; о них речь впереди. Он имеет и другие функции, кроме зрения. Влияние глаза — вещь чудесная и может быть культивировано и развито.

Надеемся, что всё вышесказанное привело читателя к сознанию важности развития силы восприятия. Чувства развивались умом в течение долгого периода эволюции и усилий, которые несомненно не были бы приложены, если бы цель того не заслуживала. «Я» настоятельно желает познать вселенную, и значительная доля этих знаний может быть добыта лишь через чувства. Изучающий Йогу должен быть «бодрствующим» и обладать развитыми чувствами и силой восприятия. Зрение и слух — два последних чувства в лестнице эволюционного роста и развития — должны подвергаться особенной тренировке. Ученик должен приучить себя «сознавать», что происходит кругом него, с тем, чтобы «улавливать» лучшие вибрации.

Многие европейцы удивились бы, если бы пришли в соприкосновение с высоко развитым йогом и наблюдали бы всю тонкость его чувств. Он видит малейшие различия в предметах, и ум его настолько обострён, что он делает выводы из воспринятого им как бы путём ясновидения — способом, представляющимся людям непосвящённым совершенно чудодейственным. Действительно, некоторая степень ясновидения возможна для человека, развившего зрение путём внимания. Новый мир раскрывается перед таким человеком. Надо учиться господствовать над чувствами не только в смысле приобретения отрешенности от них и независимости от их побуждений, но и в смысле развития их до возможно высокой степени. Развитие физических чувств имеет точно также много общего с развитием «астральных чувств», о которых была речь в нашей книге «Основы миросозерцания индийских йогов», и которых мы подробнее коснёмся в предлагаемой серии лекций. Смысл раджа-йоги состоит в том, чтобы сделать человека, изучающего её, обладателем высоко развитого ума, имеющего в своём распоряжении и высоко развитые орудия.

В следующих чтениях мы сообщим много иллюстраций, указаний и упражнений, имеющих целью развитие разных способностей ума — не только обыкновенных способностей, необходимых для ежедневной жизни, но и других свойств, скрытых за этими столь известными нам способностями и чувствами. Начиная со следующей лекции, мы изложим систему упражнений, тренировки и т. д., имеющую конечной целью вышеупомянутое развитие