Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

бы создать идеал. Слова, употребляемые а таких случаях, обладают могучей силой при том, конечно, условии, если произносящий их в то же время думает о значении этих слов и рисует в своём воображении качество, выраженное этими словами, а не повторяет их, как попугай.

Йоги воспитывают ученика постепенно, пока тот не приобретёт искусства сознательно направлять подсознательный ум в деле воспитания характера. Это искусство становится достоянием каждого — где бы он ни жил, на Востоке или на Западе — кто захочет заняться им. В сущности, почти все мы обладаем этим искусством и пользуемся им, хотя и бессознательно. Характер человека, в широком смысле, есть результат того рода мыслей, которые господствуют в его уме, и тех идеалов, которые он рисует в своём воображении. Кто постоянно думает о себе, как о неудачнике, приниженном судьбой, тот очень склонен мысленно выращивать идеалы именно этого сорта, пока они не закабалят его окончательно и каждое его действие не будет клониться к объективированию этих мыслей. И наоборот, тот, кто носит в душе идеалы успеха и совершенствования, чувствует, что вся его умственная природа как бы стремится к достижению результата — объективированию этих идеалов. То же самое происходит с каждым идеалом. Мысленно развивая идеал ревности, мы очень склонны объективировать это чувство и бессознательно создавать условия, дающие материал для его питания. Но об этом вопросе мы будем специально говорить в следующем чтении. Это — одиннадцатое — чтение предназначено для выяснения того метода, с помощью которого люди могут вылепить свой характер в какую угодно форму, заменяя нежелательные черты желательными и превращая желательные идеалы в активные черты. Ум пластичен в руках у того, кто знает, как им управлять.

Сознавая как хорошие, так и слабые стороны своего характера, средний человек склонен смотреть на них, как на нечто вполне определившееся и неизменяемое, по крайней мере в практическом смысле. По его мнению, он «такой, каким его создал Господь» — и делу конец. Он не понимает, что характер его меняется ежедневно при общении с другими лицами, внушению которых он подчиняется. Он не видит также, что он сам формирует свой характер, интересуясь известными вещами и допуская, чтобы его мысли останавливались на них. Он не сознаёт, что он сам себя творит из того сырого, грубого материала, который ему дан при рождении. Он творит себя или в отрицательном, или в положительном смысле. В отрицательном — если допускает, чтобы другие влияли своими мыслями и идеалами на его характер, в положительном — если он сам работает над его воспитанием. Слабый человек поддаётся постороннему влиянию, сильный же берёт весь этот воспитательный процесс в свои руки.

И этот процесс так восхитительно прост, что значение его легко могут проглядеть многие, даже и ознакомившиеся с ним. Только практика и добытые результаты могут дать понятие об этом удивительном процессе.

Изучающий Йогу очень рано на практике познаёт великое значение воспитания характера. У него, например, вкус разборчив: он ест одни кушанья и не ест других. Учитель советует ему развивать вкус к тем вещам, которые он не любит, и наоборот, развивать в себе отвращение к тем вещам, которые он любит. А для этого он должен представить в своём воображении желаемые условия и сказать, например: «Я терпеть не могу конфет; мне даже противно на них смотреть», а с другой стороны: «Я очень люблю всё кислое; для меня просто наслаждение есть кислое» и пр., стараясь в то же время представить себе, будто вкус сладких вещей отвратительный, а вкус кислых вещей — восхитительный. Некоторое время спустя он почувствует, что вкусы его изменились соответственно его желаниям и окончательно поменялись местами. Вот тут-то на деле ученик и познает всё значение этой теории и уже никогда не забудет этого урока.

Читатель может возразить против такой перетасовки вкусов. На это мы можем сказать, что учитель-йог затем советует ученику совсем отделаться от мысли, будто он не любит то или другое, и напротив, развивать в себе вкус ко всему здоровому съедобному; по теории йогов, отвращение к какой-нибудь здоровой пище следует отнести в внушению, сделанному субъекту ещё в детстве, или впечатлению, испытанному до рождения; ибо здоровую пищу природа наделила приятным вкусом. Цель всего этого, однако, не культивирование вкуса, а упражнение ума и внедрение в ученика той истины, что его природа пластична для его «Я» и что он может вылепить из неё, что хочет, с помощью лишь сосредоточения и умственной практики. Читатель может