Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

в себя возможно больше впечатлений, идущих от него. Изучите его форму, цвет, величину и все маленькие особенности, представляющиеся вашему вниманию. Затем разложите вещь на её составные части и проанализируйте их возможно глубже; разложите её на части и изучайте каждую её часть отдельно в её подробностях. Чем меньше и проще части, которые вы рассматриваете, тем более ясно будет впечатление, которое вы получите, и тем более живо будет оно припоминаться. Приведите вещь к самому простому виду, изучайте каждую её сторону, и только совершенно овладев одной стороной, переходите к следующей. Когда вы изучите таким образом предмет, возьмите карандаш и бумагу и запишите всё, что вы узнали о нём. Когда вы сделаете это, сравните описание с самим предметом и вы увидите, как много вы не заметили.

На следующий день возьмите этот же предмет и, рассмотрев его ещё раз, опишите его замеченные подробности, и вы увидите, что собрали большее количество впечатлений относительно его и при вторичном осмотре открыли много новых подробностей. Это упражнение укрепляет память так же, как и внимание, так как и то и другое неразрывно связаны между собой, причём память в значительной степени зависит от ясности и силы полученных впечатлений, а сила впечатлений зависит от суммы внимания, отданного наблюдавшейся вещи. Не утомляйте себя этим упражнением, так как усталое внимание — слабое внимание. Лучше упражняйтесь постепенно, с каждым разом усложняя задачу. Постарайтесь сделать развлечение из этого занятия и вы найдёте крайне интересным подмечать постепенное улучшение в своей способности замечать подробности наблюдаемых предметов.

Интересно производить эти упражнения вдвоём с товарищем. При этом один и тот же предмет изучают оба, и оба отдельно друг от друга записывают свои впечатления, а затем сравнивают результаты. Это делает упражнение более занимательным, и вы будете удивлены, насколько быстро у вас начнёт увеличиваться наблюдательность, которая развивается в результате усиления внимания.

Упражнение 2-е. Это упражнение — ничто иное, как вариация первого. Войдите в комнату и бросьте быстрый взгляд вокруг вас, затем, выйдя из комнаты, запишите число виденных вами предметов с описанием каждого. Вы будете удивлены, заметив, как много вещей вы пропустили при первом взгляде и как быстро начнут улучшаться ваши наблюдения после небольшой практики. Это упражнение можно также усовершенствовать, пригласив товарища, как описано в первом случае. Замечательно, как много деталей наблюдается и запоминается после небольшой практики.

Про французского фокусника Удена рассказывают, что он замечательным образом развил у себя способность внимания и памяти, практикуясь с молодым родственником в описанных упражнениях. Они проходили мимо окна магазина, бросая быстрый, но внимательный взгляд на выставленные вещи. Затем они заходили за угол и проверяли свои впечатления; сначала они могли запомнить только самые главные предметы, то есть их внимание могло схватить только очень немногие предметы за раз, но по мере того, как они развивали способность внимания, они стали находить, что могут наблюдать и замечать сразу большее число из предметов, выставленных в окнах. В конце концов, как рассказывают, Уден мог пройти перед какой-нибудь большой витриной, бросив один только быстрый взгляд, и затем мог перечислить почти все предметы, находившиеся там, и дать подробное описание почти каждого из них. Это делалось благодаря тому, что правильно воспитанное внимание позволяло Удену запечатлеть в своём уме ментальный образ окна со всем, что там находится. А затем он мог описывать предметы, один за другим, беря их из картины, имевшейся в его уме.

Уден также учил своего сына развивать внимание при помощи простых упражнений, которые могут быть интересными и полезными для читателей. Он клал перед мальчиком косточку домино, например, — пять—четыре, и затем требовал, чтобы мальчик сразу сказал сумму очков, не останавливаясь, чтобы их сосчитать. «Девять», отвечал мальчик после секунды колебания. Затем прибавлялась ещё косточка — 3—4. «Шестнадцать», говорил мальчик. На следующий день брались сразу две косточки, на третий день — три, затем четыре и т. д., пока мальчик не был, наконец, решить эту задачу сразу с двенадцатью косточками домино, то есть сразу, бросив один только беглый взгляд, говорить общую сумму очков двенадцати косточек. Это было действительно развитое внимание, и оно показывает, что даёт практика для развития какой-либо способности. Результат проявлялся в замечательной силе наблюдательности,