Сергей Горин

А пробовали ли вы гипноз?

позволяет этой сцене логически развиваться, создавая целый фильм по своему сценарию, и когда приходит черед самой неприкрытой порнографии, он испытывает чувство неудовлетворенности по этому поводу, называемое 'ревностью'.

При встрече с сексуальным партнером в реальной жизни ревнующий относится к партнеру так, будто все содержание его 'внутреннего фильма' происходило на самом деле - и меняет свое реальное отношение к партнеру (это закономерно - внутренний опыт часто не делает различий между выдуманными и реальными событиями, для него все события реальны). Если вы пользуетесь этой типичной стратегией, то я вам предлагаю запомнить некоторую последовательностьдействийи пройти через эту последовательность. Вы начинаете процесс ревности как обычно - создаете картину 'Партнер в объятиях другого'. (Обратите внимание на то, что вы всегда были только зрителем своих внутренних фильмов, а не действующим лицом). Когда картинка стала фильмом и вы подошли к самому интересному - уберите из кадра 'соперника' и поставьте на его место себя! Делайте так каждый раз, когда вам захочется почувствовать ревность. Такой подход более конструктивен, вы можете не менять своих чувств и своего отношения к реальному партнеру; кроме того, вы можете при встрече с партнером повторить в реальной жизни то, что вам дала ваша фантазия.

Вопрос: Что делать, если у меня не получается 'подмена соперника собой'?

С. Горин: То, что ты 'видишь' - твоя собственная картинка. Ты можешь делать с ней, что угодно - в том числе, можешь не смотреть ее с самого начала, не включая всю последовательность. Мозг очень послушен, он всегда будет работать над той задачей, которую ты ему предложишь. Но надо учесть, что мозг, по словам Р.Бэндлера - это машина без кнопки выключения. Если ты один раз попросишь свой мозг дать тебе пострадать от чувства ревности, он будет это делать, пока ты не додумаешься попросить о чем-то другом. Втой последовательности, которую я вам дал, вам даже не нужно прилагать какие-то усилия для того, чтобы оставить свои чувства к партнеру прежними - это происходит само собой. Вы продолжаете смотреть свой внутренний фильм, но в решающий момент - бац! - и вместо 'соперника' в кадре оказываетесь вы, а это приятно!

Вопрос: А если ревнует как раз партнерша?

С. Горин: Предложи ей пройти через эту последовательность.

Реплика: Она посмотрит такой фильм и больше не захочет со мной общаться.

С. Горин: Так она и ревновать перестанет, значит, цель достигнута! (смех в зале).

Вопрос: А если там и вправду что-нибудь было?..

С. Горин: А если там и вправду что-то было, то какая разница? Я все время говорю о вашем самочувствии по поводу событий, а не о самих событиях... Как по-вашему, что самое главное в любом конфликте, при любом несовпадении интересов?

Ответ: Доказать свою правоту.

С. Горин: Ничего подобного - обеспечить свою безопасность. Перед любым живым существом стоят всего лишь две глобальные задачи. Задача No 2: как бы не помереть? Задача No 1: как бы не помереть нам всем вместе? (Это - мое вольное переложение понятий инстинкта самосохранения и инстинкта сохранения вида). Что толку с доказательств вашей правоты, если после конфликта вас уносят на носилках? И если мы вплотную займемся некоторыми биологическими основами существования, то обнаружим, что ревность - не биологически обусловленное чувство (проще говоря, в животном мире ревности нет). Чувство ревности - сугубо человеческое свойство, но даже у человека оно было не всегда и не везде, у ревности есть и своя история, и своя география. Ревность, как проблема, появляется в человеческом обществе только на этапе появления частной собственности на средства производства. Эти явления хорошо исследованы Энгельсом. В работе 'Происхождение семьи, частной собственности и государства' он описал множество возможных заменителей брака в эпоху до частной собственности, и основой продолжения рода, как правило, был в той или иной степени групповой брак. Моногамный брак (один мужчина - одна женщина) в то время воспринимался бы совершенно дико, поскольку ставил в тех условиях под угрозу существование вида. Но, согласно тому же Энгельсу, 'политика-служанка экономики': при частной собственности на средства производства мужчина должен быть уверен, что все свое имущество оставляет своему ребенку в своей семье. Тогда-то и появляется интерес к девственности невест вместе с чувством ревности. Только с учетом новых для тех времен