Сергей Горин

А пробовали ли вы гипноз?

/>

Вопрос: Я читал книжку о колдунах, и там говорилось, что колдуном может стать только тот, кто сможет смотреть в глаза человеку пять минут, не моргая. Есть ли в этом смысл?

С. Горин: Не знаю, какой тут смысл с 'колдовских' позиций... Возможно, это просто желание оградить свои навыки от непосвященных. Ведь 'смотреть, не моргая' - это инструкция с отрицанием, и выполнить ее сложно; такая инструкция может служить заменой слову 'отвяжись!' Я могу сказать кому-то из вас, что он сможет стать великим человеком, если сможет в течение пяти минут не думать про белого медведя. Вы поймите: есть белый медведь, он большой и лохматый, но думать о нем нельзя!

Реплика: Я от него теперь до завтра не отвяжусь..

С. Горин: Успокойтесь, вы сможете стать великими людьми, продолжая думать про белого медведя. Я не могу оставить вас без выбора... По-моему, система колдовства должна походить на наш семинар в переводе на древнеславянский...

Вопрос: По-вашему, порчи и сглаза нет?

С. Горин: По-моему, этот вопрос является типичной несуществующей задачей. В рамках диалектического материализма, которого мы придерживаемся, вопрос не имеет смысла.

Напутствие.

Семинары вроде нашего принято заканчивать тем, что ведущий наводит транс на группу и дает набор постгипнотических инструкций. Но вы очень много занимались трансами, я боюсь вызвать у вас передозировку, поэтому попробую сформулировать напутствие так, чтобы его воспринимало только ваше сознание (а вы попробуйте не впадать при этом в транс).

Мне бы не хотелось, чтобы вы считали, что получили на семинаре новое мировоззрение и пакет стропроцентных истин в придачу. Я думаю, что вы получили набор гипотез, более или менее объясняющих то, что иногда происходит в человеческом общении. Если где-нибудь когда-нибудь вы будете настаивать на предыдущей версии, я объявлю все, сказанное мною до сих пор, ложью от начала до конца. Какой гипноз, в самом деле? Кто из вас держал его в руках, измерял линейкой? Вы получили набор инструментов и узнали, как ими пользоваться, вы поняли, что они могут работать - но почему они работают, я не знаю и сам.

И я не знаю, почему все эти вещи начинают работать только тогда, когда вы начинаете их использовать. Учебник, руководство, самоучитель - это самые обманчивые вещи на свете: они дают иллюзию умения и иллюзию знания. Мне иногда кажется, что люди платят за учебник, чтобы откупиться от необходимости что-то делать или что-то узнавать. Поэтому держите свои конспекты (или эту книжку) под рукой, читайте их за обедом, оставляя на них пятна, читайте за прилавком, немилосердно перегибая переплет - и проверяйте в действии все, что прочитаете. Можно купить сотню книг про обучение плаванию, но чтобы научиться плавать - надо плавать...

Есть люди, которые испытывают трудности при любом выборе.

Они не могут рещить, в какую дверь автобуса войти, не знают, с чего начать изложение дела... Если вам покажется, что вы готовы применять в работе гипнотические техники, но не знаете, с чего начать - я разрешаю вам воспользоваться моей стратегией принятия решений, стратегией выбора. Я долго держал ее в секрете, используя только в особо важных случаях. Она очень эффективна и столь же проста: сделайте выбор между орлом и решкой и бросьте монетку...

Я сожалею, что у нас мало времени для того, чтобы вы научились притворяться. Милтон Эриксон говорил: 'Вы можете притвориться мастером какого угодно дела - и справиться с этим делом. Совершенно неважно, умете ли вы гипнотизировать пли нет.

Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. И через некоторое время им надоест притворяться, и они забудут, что всего лишь притворяются... Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь'.

Я был рад познакомиться с вами и кое-чему научиться от вас. До свидания.


ГЛАВА 8. ПОСТСКРИПТУМ (ПОСЛЕ НАПИСАННОГО)


В человеческом общении нет ошибок, есть только результаты. Весь смысл общения состоит в его результате: если вы получили не тот ответ, значит, вы задали не тот вопрос. Если вы сказали кому-либо комплимент, а человек оскорбился, то смысл вашего сообщения - оскорбление. Если вы захотите еще раз оскорбить этого человека, то вы знаете, как это сделать, но если вы решите все же похвалить его - попробуйте сказать что-нибудь другое. Этот постулат