Сергей Горин

А пробовали ли вы гипноз?

выделить или подчеркнуть сообщение.

ТАБЛИЦА 3. 'Способы выделения сообщений'

А. Речевые (аудиальные) способы: изменение громкости речи (громче-тише); изменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы); изменение интонации (повышающаяся-понижающаяся); сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукивание по столу); изменение локализации источника звука (справа-слева, спереди-сзади); - изменение тембра голоса (жесткий, 'металлический' - мягкий, 'вкрадчивый').

B. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомимика): изменение положения тела (наклон, поворот); жестикуляция руками, пальцами рук; характерная последовательность жестов (пантомимика); изменение мимики.

C. Кинестетические способы: простое прикосновение, поглаживание, похлопывание по плечу, по спине, пожатие руки.

D. Смешанные способы: изменение дистанции до собеседника (приближение - удаление, наклон тела к собеседнику - от собеседника); речь, совмещенная с поворотом головы; движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцами по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).

C. Горин: В принципе, мы могли бы нафантазировать множество других способов выделения сообщений, но основными способами останутся все те же: характеристики речи, жест, прикосновение.

Как это используется в работе? Скажем, если я работаю с больным истерическим параличом, то в классическом гипнозе я прямо ему заявлю: 'Спать! А теперь вы можете почувствовать силу в ногах! Почувствуйте, как ноги наполняются силой! Встаньте!

Идите!'. В технике рассеивания то же самое сообщение я сведу к фразе 'почувствуйте силу в ногах', и я буду рассказывать пациенту какую-то историю (неважно, какую - хоть передовицу из газеты прочитаю), в которой я буду выделять известными вам теперь способами три слова, составляющие инструкцию - 'чувствовать, сила, ноги'. То есть, каждый раз, когда в тексте истории встретятся слова 'чувствовать, сила, ноги', я буду менять громкость и интонацию речи, изображая какой-то жест.

Знаете, это похоже на одну детскую систему шифровки: в целом сообщении выбирают каждое четвертое слово, и выбранные таким способом слова образуют отдельное скрытое сообщение. Давайте выберем внушение, актуальное для вас, и я продемонстрирую работу в технике рассеивания.

Реплика из зала: Побольше уверенности в себе...

С. Горин: Вам нужна уверенность в себе? Все еще? Хорошо, тогда скрытое сообщение будет следующим: 'Будь уверен в себе'.

Расскажу-ка я вам, как добирался сюда, на семинар... На остановке автобуса я встретил старого знакомого, мы немножко побеседовали и на прощание я сказал ему: 'Будь!' (изменил громкость и интонацию речи, сделал характерный жест). Потом я стоял на остановке, и был уверен (интонация, громкость, жест) в том, что автобус рано или поздно придет, привезет в себе (интонация, громкость жест) пассажиров... Когда автобус приехал, я подумал, что будь (интонация, громкость, жест) он более пустым, я мог бы быть уверен (интонация, громкость, жест), что доберусь до места, сохранив в себе (интонация, громкость, жест) чуть больше спокойствия...

Интересно то, что эта техника действует независимо от того, знаете ли вы о том, как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы 'Да!') Тогда делаем упражнение.

Упражнение No15. Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслух простую инструкцию, которую он хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либо рассказ, в который включает нужную партнеру А инструкцию, и рассказывает его, выделяя любым способом составляющие инструкцию слова. Затем партнеры меняются ролями. (Усложненный вариант упражнения: партнер А говорит о своей психологической проблеме, которую он хотел бы разрешить.

Партнер Б сам придумывает подходящую инструкцию, включает ее в свой рассказ, и рассказывает его три раза, применяя каждый раз другие способы выделения составляющих инструкцию слов).

С. Горин: Техника рассеивания очень эффективна при общении с одним партнером, с группой, с большой группой - но ее эффективность при работе с толпой, с массами людей становится просто фантастичной! Я полагаю, что люди, управляющие средствами массовой информации, не могут этого не знать.

Говорят, что недавно изобрели 'лептонное' оружие, с помощью которого можно управлять разумом и волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно создано - это газеты и телевидение!

...Году