Сергей Горин

А пробовали ли вы гипноз?

этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника 'Аргументы и факты': один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова, набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и вполне осмысленное антиправительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью (как потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией (как писали противники 'АиФ') - подумайте просто о том, что из тогдашних примерно двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то только один).

В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеивания вставить скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размером шрифта, другим цветом, другим типом шрифта (курсив, 'жирный' шрифт, набор прописными буквами, печать 'вразрядку' и т. п.),абзацным отступом (аналог паузы в разговоре), особым значком... В телепередачу скрытую инструкцию можно ввести с помощью 'бегущей строки', быстрого чередования кадров в сюжете, разговором 'за кадром'... Мне трудно перечислить все возможные варианты, их очень много. Важно здесь то, что и статью в газете, и телепередачу увидят миллионы, и если даже в применении какой-то гипнотической техники допущены 'помарки', все равно сотни, тысячи людей 'проглотили' инструкцию. В нашей стране традиционно был принят подход к рекламе и пропаганде с позиций убеждения, воздействия на сознание, логической аргументации. Думаю, что мы практически не имеем иммунитета к подсознательным манипуляциям - значит, эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже пользуется этим. Посмотрите, например, на рекламу компании 'АСКО':

БУДУЩЕЕ нельзя купить его можно ОБЕСПЕЧИТЬ !

Каждый день 10000 человек покупают страховые полисы АСКО.

АСКО приносит в их дома спокойную уверенность в завтрашнем дне.

Поверьте этим людям. Выбирая АСКО, они делают правильный выбор.

Обратите внимание на выделения. Здесь использована техника рассеивания для подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компании со стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учесть все это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламных кампаний...

Реплика из зала: И предвыборных - тоже?

С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента? Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержать Юру, например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью... да хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, который им нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосует за Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность... А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника X, я написал бы нечто вроде: 'X - образованный, симпатичный мужчина. Мы говорили с ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо' - . - 'Как жаль,сказал мне X, - что собачье дерьмо не убирают' (смех в зале).

Феномен '25-го кадра'.

Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытие в шестидесятых годах явления, получившего название 'феномен 25-го кадра' (другие названия - 'феномен 36-го кадра', 'феномен Бэрда'). Начиналось все в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятие человеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследования оказался кинопроектор... Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторе с частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости воспроизведения ряд неподвижных кадров 'сливается' в одно движущееся изображение (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадр будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущих двадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такую информацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откуда он получил эту информацию и почему он ее помнит...В обычном кинозале идет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экране промелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра - страдающий от жажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них не поймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком. И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этот напиток возрастет после фильма в три раза! В начале шестидесятых эксперименты с фильмами, 'засеянными' рекламой