Станислав Гроф

Космическая игра

апо Сто? 1990).

ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Как видно из вышесказанного, холотропные переживания являются общим

знаменателем во многих процедурах, которые на протяжении веков формировали

обрядовую, духовную и культурную жизнь различных народов. Они были главным

источником космологических, мифологических, философских и религиозных

систем, описывающих духовную природу космоса и бытия, и представляют собой

ключ к пониманию духовной жизни человечества, - от шаманизма и священных

церемоний туземных племен до великих мировых религий. Но, что самое важное,

они содержат ценнейшие практические указания, касающиеся оптимальной

жизненной стратегии, позволяющей нам полностью осознать свой творческий

потенциал. Принимая во внимание все эти причины, важно, чтобы ученые Запада

освободились от материалистических предрассудков и занялись объективным

систематическим изучением холотропных состояний.

Все вышеупомянутые категории холотропных состояний сознания вызывали у

меня глубокий интерес, и многие из них я пережил на собственном опыте.

Однако, как я уже говорил, профессионально я работал главным образом в

области психоделической терапии, холотропного дыхания и психодуховного

кризиса. И хотя переживания, наблюдаемые в этих трех сферах, различаются по

средствам их вызова, они сходны содержанием и духовными и философскими

прозрениями.

На протяжении моей профессиональной карьеры я лично провел свыше

четырех тысяч психоделических сеансов с такими веществами, как ЛСД,

псилоцибин, мескалин, дипропилтриптамин (ДПТ), метилендиоксиамфетамин (МДА),

и присутствовал на более чем двух тысячах сеансов, проведенных моими

коллегами. Значительная часть пациентов, участвовавших в этих сеансах,

страдала различными эмоциональными и психосоматическими расстройствами,

такими, как депрессии, психоневрозы, психосоматические нарушения, алкоголизм

и наркомания.

19


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

Другую большую группу составляли пациенты, страдающие различными

формами рака, главным образом на последней стадии. Здесь нужно было не

только облегчить душевные муки и сильные физические боли, вызванные

болезнью, но и предложить пациентам возможность достижения мистических

состояний, позволяющих уменьшить страх смерти, изменить отношение к ней и

трансформировать их опыт умирания. Остальные являлись 'обычными

добровольцами', среди которых были психиатры, психологи, социальные

работники, священнослужители, художники и различные ученые: все они

согласились участвовать в психоделических сеансах, потому что искали новых

прозрений.

Дыхательные сеансы были включены в долгосрочную программу подготовки

специалистов и практические семинары, в которых участвовали люди самых

разных специальностей. За многие годы мы с Кристиной провели более тридцати

тысяч холотроп ных сеансов (в основном групповых и только в исключительных

случаях - индивидуальных). Помимо экспериментов с психоде-ликами и с

холотропным дыханием, я также много лет работал с людьми, подверженными

внезапным психодуховным кризисам, однако эта работа проходила не

систематически, в рамках проекта, но велась от случая к случаю, как часть

моей личной и профессиональной жизни.

В этой книге я использовал заметки, собранные за сорок с лишним лет

работы в области изучения сознания. С этой целью я особенно сосредоточился

на тех из них, где описаны переживания и наблюдения, относящиеся к

основополагающим онтологическим и космологическим вопросам. К своему

удивлению, я обнаружил, что из этих описаний холотропных состояний возникает

всеобъемлющая и логически последовательная альтернатива пониманию

человеческой природы и жизни, сформулированному материалистической наукой и

представляющему официальную идеологию промышленного общества Запада.

У людей, испытывающих холотропные состояния и умеющих включить их в

свою жизнь, обычно не развивается своеобразное