Станислав Гроф

Космическая игра

не впасть в заблуждение, не сделать какое-либо

божество 'непрозрачным' и не рассматривать его как абсолютную космическую

силу, ибо скорее

надо считать его окном в Абсолют.

Принятие архетипического образа за абсолютный источник творения ведет к

идолопоклонству - а это ошибка опасная и сеющая раздоры, чему не счесть

примеров в истории религии и культуры. Она объединяет людей с одинаковыми

верованиями, но настраивает их против других людей, выбравших для себя иное

представление о божественном. И тогда зачастую имеют место попытки обратить

других в свою веру или покорить их и уничтожить. Напротив, подлинная религия

универсальна, всеобъемлюща и всепримиряю-ща. Она обязана выйти за пределы

архетипических образов, привязанных к той или иной культуре, и

сосредоточиться на абсолютном источнике всех форм. Поэтому самой важной

проблемой в мире религии является природа высшего принципа Вселенной. В

следующем разделе мы рассмотрим такого рода прозрения, открывающиеся в

холотропных состояниях сознания.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

КОСМИЧЕСКИЙ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

О пустота, в которой нет земли,

О пустота, в которой нет неба,

О туманное, бесполезное пространство,

Вечное и безвременное.

Стань миром, явись!

Таитянское сказание о творении

Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем, лишен образа, не

гибнет, а также лишен вкуса, вечен, лишен запаха, без начала, без конца,

превыше великого, постоянен, [человек] освобождается из пасти смерти.

Катха-упанитада, 1.3:15 (Перевод А.Я. Сыркина)

АБСОЛЮТНОЕ СОЗНАНИЕ

ПОСЛЕ ТОГО как нам довелось непосредственно пережить духовные измерения

реальности, мысль о том, что Вселенная, жизнь и сознание могли развиться без

участия высшего творческого разума представляется нам абсурдной, наивной и

несостоятельной. Но, как мы видели, переживания одушевленной природы и

встречи с архетипическими персонажами сами по себе не могут полностью

удовлетворить наши духовные запросы. Поэтому в рассказах людей, с которыми

работал, я искал упоминаний о таких состояниях сознания, которые

воспринимались как достижение предельных рубежей человеческого духа. Я

старался выяснить, какие именно переживания выражают ощущение встречи с

высшим вселенским принципом.

Люди, у которых были переживания Абсолюта, полностью удовлетворившие их

духовные искания, как правило, не видели ника-

33

'Гроф


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

ких специфических фигуративных образов. Когда они чувствовали, что

достигли цели своих мистических и философских поисков, их описания высшего

принципа были чрезвычайно абстрактны и поразительно сходны. Всех, кто

рассказывал о таком абсолютном откровении, объединяло удивительное сходство

в эмпирических характеристиках этого состояния. Они говорили о переживании

Высочайшего, которое превосходит все ограничения аналитического ума, все

рациональные категории и все узкие места обычной логики.

Это переживание не было сковано обычными категориями трехмерного

пространства и линейного времени, какие знакомы нам из повседневной жизни.

Оно содержало в неразделимом сплаве все мыслимые полярности и тем самым

превосходило дуальности любого вида. Раз за разом люди сравнивали Абсолют с

сияющим источником света невообразимой силы, одновременно подчеркивая, что

этот свет в некоторых аспектах значительно отличался от других форм света,

известных нам в материальном мире. При описании Абсолюта как света полностью

утрачивается ряд его сущност-ных характеристик, в частности тот факт, что он

являет собой еще и огромное и непостижимое поле сознания, наделенное

бесконечным разумом и созидательной силой.

Высший космический принцип можно переживать двояко. В одних случаях все

границы личности растворяются или разом стираются, и мы полностью сливаемся

воедино с божественным истоком, становясь неотличимыми от него. В других же

случаях мы сохраняем чувство отдельной личности,