Станислав Гроф

Космическая игра

открытий духовность видится важным и законным

стремлением человеческой жизни, поскольку она отражает ключевое измерение

человеческой психики и всего миропорядка. Зачастую мистические традиции и

духовные философские учения прошлого не принимались всерьез и даже

становились объектом критики за свою 'иррациональность' и 'ненаучность'. Но

такая оценка как нельзя более далека от истины. Многие из великих духовных

систем являются продуктом многовекового углубленного изучения человеческой

психики и сознания, и в этом они во многом сходны с научными исследованиями.

Эти системы дают подробные указания относительно методов вызова

духовных переживаний, на которых они основывают свои философские теории.

Достоверность систематически накопленного материала обычно подтверждается

многовековым опытом, что и требуется для обеспечения достоверных и надежных

знаний в любой области научных исследований (БППЙ! 1976, ^ПЬег 1977).

Особенно примечательно, что утверждения различных школ вечной философии

теперь могут быть подкреплены данными современных исследований сознания.

Методы самопознания, описанные в этой книге и обеспечивающие такое

сбвременное подтверждение, не требуют той же степени самоотдачи и

самопожертвования, какая предполагалась древними духовными практиками. Они

более доступны и посильны для

14


ВВЕДЕНИЕ

западного человека, скованного сложностями современной жизни.

Использование психоделиков было скомпрометировано бесконтрольным

экспериментаторством и в настоящее время ограничено жесткими

административно-правовыми рамками, тогда как холотроп-ная дыхательная

терапия - метод, доступный для всех, кого интересует исследование

доказательности прозрений, описанных в этой книге. Опыт наших семинаров,

проводимых по всему миру, а также сообщения нескольких сот людей, прошедших

наш тренинг и научившихся проводить сеансы холотропного дыхания

самостоятельно, убедили меня в том, что наблюдения, описанные мною в этой

книге, вполне воспроизводимы.

ХОЛОТРОПНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Прежде чем мы обратимся к духовно-философским практикам, мне хотелось

бы объяснить, в каком смысле я использую в этой книге термин 'необычные

состояния сознания'. Моя главная задача - сосредоточиться на переживаниях,

представляющих собой полезный источник информации о человеческой психике и

природе реальности, в частности на таких, которые раскрывают различные

аспекты духовного измерения бытия. Я также хотел бы исследовать заложенный в

этих исследованиях целительный, преобразующий и эволюционный потенциал. Для

этой цели термин 'необычные состояния сознания' является слишком общим,

поскольку включает в себя широкий спектр состояний, с данной точки зрения

неинтересных

или неподходящих.

Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множеством

патологических состояний, например церебральными травмами, отравлением

ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегенеративными и цирку ляторными

процессами в мозгу. Разумеется, такие состояния могут вызывать глубокие

ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем

их рассматривать, поскольку они являются причиной 'обычного бреда' или

'органических психозов' - состояний, весьма важных с точки зрения

клиницистов, но для нас неинтересных. Люди, страдающие бредом, как правило,

дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое

сегодня число. Кроме того, у них зачастую наблюдается нарушение мыслительных

функций, а выпавшие на их долю

переживания заканчиваются потерей памяти.

Вот почему в нашем обсуждении я намерен ограничиться большой и весьма

важной подгруппой необычных состояний сознания, для которых в современной

психиатрии не существует специаль-

15


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

ного термина. Поскольку я убежден, что они заслуживают выделения в

особую категорию, я придумал для них