Станислав Гроф

Космическая игра

таких прозрений

подчеркивает фантастические ресурсы и неисчерпаемые возможности Абсолютного

Сознания. Другая группа наводит на мысль, что в процессе творения Абсолютное

Сознание ищет что-то, чего ему недостает в изначальном,

48



ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ

девственном состоянии. В холотропных состояниях эти две, казалось бы,

противоположные позиции не противоречат друг другу и с легкостью

сосуществуют.

БОЖЕСТВЕННЫЙ РОГ ИЗОБИЛИЯ

Побуждение к творению зачастую изображают как стихийную первозданную

силу, которая отражает невообразимое внутреннее богатство и изобилие

Божественного. Космический источник творения настолько огромен и преисполнен

неограниченных возможностей, что не может пребывать в себе и должен выразить

весь свой скрытый потенциал. Переживание данного качества Абсолютного

Сознания иногда сравнивают с рассматриваемыми крупным планом термоядерными

процессами на Солнце, которое для нашей планеты служит животворным началом и

источником энергии. Люди, пережившие такой опыт, видят в Солнце самое

непосредственное из всех выражений божественного, какие можно переживать в

материальном мире, и им становится понятно, почему во многих культурах

Солнце почитали как Бога.

Однако эти люди обычно подчеркивают, что это сходство не следует

понимать слишком буквально, поскольку между Солнцем астрономическим и

Солнцем Космическим - творческим принципом, лежащим в основе творения,

существуют важные различия. Физическое Солнце только лишь снабжает жизненные

процессы необходимой энергией, тогда как божественный источник привносит в

творение Логос, создавая порядок, формы и смысл. Но все же в нашей

повседневной жизни наблюдение за солнцем представляется самым точным

приближением к переживанию божественного источника творения, имеющему место

в холотропном состоянии.

В других описаниях подчеркивается неодолимое желание Вселенского Разума

познать себя, исследовать и испытать весь свой потенциал. И осуществить это

он может только путем экстериори-зации всех своих скрытых возможностей, т.

е. в форме конкретного акта творения, для чего требуется разделение на

субъект и объект, дихотомия наблюдателя и наблюдаемого. Такие прозрения

напоминают толкования процесса творения в некоторых каббалистических

текстах, где говорится, что некогда было состояние небытия, когда 'Бог не

видел Лика своего', и причиной творения стало то, что 'Бог возжелал узреть

Бога'. А вот что писал об этом великий персидский мистик Джалаледдин Руми:

'Я был Тайным Сокровищем, и потому возжелал, чтобы меня узнали... Я создал

всю Вселенную, ибо цель моя была - сделать Себя явным...' (Нтез 1996).

49


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

В описаниях процесса творения часто подчеркивается присутствие в нем

ряда важных дополнительных измерений, а именно шаловливость Творца, его

наслаждение собой и космический юмор. Эти элементы лучше всего описаны в

древних индуистских текстах, где рассказывается о Вселенной и о бытии как о

лиле, или Божественной Игре. Согласно этой точке зрения, творение - это

замысловатая, чрезвычайно сложная космическая игра, которую бог Брахма

творит по своей воле и внутри себя. Он - драматург, задумавший игру, а равно

ее режиссер-постановщик и все актеры, играющие несчетное множество ролей.

Эта космическая игра игр имеет невообразимые масштабы и многие уровни и

измерения.

Творение можно также рассматривать как исполинский эксперимент,

выражающий безмерную любознательность Космического Сознания - ту страсть,

которая подобна одержимости ученого, посвящающего исследованиям всю свою

жизнь. Однако космический эксперимент, конечно же, несравненно сложнее

любого коллективного замысла всех ученых мира. Все замечательные открытия

науки, простирающиеся как в микромир, так и в отдаленные области Вселенной,

лишь легкие царапины на поверхности непостижимой загадки бытия. Наука, какой

мы ее знаем, лишь все более рафинированными способами исследует природу