Станислав Гроф

Космическая игра

/>

чертами свиньи. Согласно малекуланской традиции, она сидела у входа в

'нижний мир' и стерегла сложный рисунок священного лабиринта.

У малекулан существовала детально разработанная система обрядов,

включавшая разведение и жертвоприношение свиней. Эта сложная обрядовая

деятельность была направлена на преодоление зависимости от человеческих

матерей, а в конечном итоге и от Пожирающей Матери-Богини. Малекуланы

тратили огромное количество времени, практикуясь в вычерчивании лабиринтов,

ибо данное мастерство считалось необходимым для успешного путешествия к

Запредельному. Джозеф, обладая энциклопедическими познаниями, сумел

разгадать важную часть загадки, с которой я столкнулся в своих

исследованиях. Лишь на один вопрос он ответить не смог:

почему мой пациент во время лечебного сеанса встретился именно с

божеством малекулан? Но так или иначе, подготовка к после-смертному

путешествию для человека, страдающего танатофобией, определенно имеет смысл.

К. Г. ЮНГ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ

В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ

ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей и к тем сферам,

где они обитают. По К. Г. Юнгу, это манифестации изначальных универсальных

моделей, являющихся неотъемлемыми компонентами коллективного

бессознательного. Эти архетипические фигуры можно подразделить на две

категории. Первая включает в себя божественные или демонические существа,

воплощающие специфические универсальные роли и функции. Наиболее известными

из них являются Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец,

Вечная Юность (Риег Е1егпи5 и Рие11а Е1;егпа), Любовники, Неумолимый

Пожинатель и Обманщик. Юнг обнаружил также, что мужское бессознательное

хранит обобщенное представление женского принципа, называемого Анима.

Двойником

29


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

Анимы служит Анимус - обобщенное представление мужского принципа в

женском бессознательном. Представление же в бессознательном темного,

разрушительного аспекта человеческой личности называется в юнговской

психологии Тенью.

В холотропных состояниях все эти персонажи могут оживать в виде сложных

изменчивых феноменов, топографически конденсирующих несчетные варианты того,

что они собой являют. Здесь я для примера опишу свой собственный опыт

встречи с миром архетипов.

На заключительном этапе сеанса мне открылось видение большой, ярко

освещенной сцены, казалось расположенной где-то за пределами времени и

пространства. Там был великолепный узорный занавес, в орнаменте которого как

бы содержалась вся история мира. Я интуитивно понял, что нахожусь в Театре

Космической Драмы, где главные роли исполняли силы, формирующие человеческую

историю. Я созерцал величественный парад таинственных фигур, которые

выходили на сцену, представлялись и медленно исчезали за кулисами.

Я понимал, что наблюдаемое мною суть персонифицированные универсальные

принципы (архетипы), которые сложным взаимодействием создают иллюзию

явленного мира, ту самую божественную игру, какую индусы называют лилой. Это

были изменчивые персонажи, собравшие в себе множество личностей, функций и

даже сцен. Пока я их наблюдал, они беспрестанно меняли свои формы в

чрезвычайно сложном голографическом взаимопроникновении, являясь одним и

многим сразу. Я сознавал, что эти фигуры обладают множеством различных

граней, уровней и измерений смысла, но никак не мог сосредоточиться на

чем-то конкретном. Каждая из этих фигур словно бы единовременно представляла

суть своей функции и все конкретные проявления выражаемого ею принципа.

Там были: Майя - завораживающая эфирная фигура, символизирующая мировую

иллюзию; Анима - воплощающая вечное Женское Начало; Воин - схожее с Марсом

олицетворение войны и агрессии; Любовники - представляющие все сексуальные

драмы и романы всех времен; царственная фигура Правителя, или Императора;

удалившийся от мира Отшельник;