Станислав Гроф

Космическая игра

анатта (не-я), сатори (переживание

просветления), нирвана, энергия ци, или ки, и Дао, а говоря о повседневной

реальности, такие слова, как сансара (мир рождений и смертей), майя (мировая

иллюзия), авидъя (неведение) и т. д. Азиатские языки развивались в

культурах, где необычным состояниям сознания и духовным реальностям

уделялось особое внимание. В отличие от западных языков в них содержится

множество терминов, описывающих тонкости мистических переживаний и

сопутствующие им аспекты. Однако и эти слова целиком и полностью способен

понять только тот, кто имел соответствующие переживания.

Для передачи сути духовных переживаний и описания трансцендентных

реальностей более адекватным и подходящим, хотя и далеко не совершенным

средством является поэзия. Поэтому для выражения мистических прозрений

многие великие провидцы и

42


КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

религиозные учителя обращались именно к поэзии. Многие люди, с которыми

я работал, вспоминали и цитировали фрагменты из произведений различных

поэтов, воспевающих Запредельное. Часто они говорили, что после собственных

мистических переживаний провидческие стихи, прежде непонятные и даже

неинтересные, внезапно обрели ясность и наполнились новым смыслом.

Среди людей, увлеченных духовными поисками, особенно популярны

поэты-трансценденталисты Среднего Востока, такие, мистики, как Омар Хайям,

Руми и Халиль Джебран, а также индийские визионеры: Кабир, принцесса Мира

Баи и Шри Ауробиндо. В качестве примера я выбрал стихотворение Кабира -

индийского мудреца XV века, сына ткача-мусульманина из Бенареса. За свою

долгую стодвадцатилетнюю жизнь Кабир собрал в своем творчестве все лучшее из

индуистской и суфийской традиции и выразил свою духовную мудрость в

восторженных стихах. Приведенное (в подстрочнике) стихотворение отражает

параллели между круговоротом воды в природе и процессом творения, описанным

в следующем разделе данной книги:

Я размышлял о различии

между водой и волнами, что ее колеблют.

Вздымаясь, вода остается водой,

и, опадая, она тоже вода.

Подскажи мне, как их тогда различить?

Не потому ли, что некто выдумал слово 'волна', я должен отличать ее от

воды?

Незримый Единый Бог присутствует в каждом из нас, и планеты всех

галактик, словно бусины четок, скользят сквозь Его пальцы.

Нить бусин - вот на что ты должен взглянуть ясным взором.

На Западе тоже есть богатая традиция визионерческой поэзии,

представленная такими именами, как Уильям Блейк, Райнер Мария Рильке, Д.Г.

Лоуренс, Уолт Уитмен, Уильям Батлер Йитс и др. Люди, пережившие мистические

состояния, часто ссылаются на этих поэтов и декламируют вслух отрывки из их

произведений. Приведу здесь часто цитируемое стихотворение Уильяма Блейка,

схватывающее тайну вездесущего божественного:

43


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В

единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка.

(Перевод С.Я. Маршака)

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ВНУТРИ

В систематической духовной практике, включающей холотропные состояния

сознания, мы можем снова и снова выходить за обычные границы тела-эго и

отождествляться с другими людьми, животными, растениями или неорганическими

аспектами природы, а также с различными архетипическими существами. При этом

мы обнаруживаем, что любые границы в материальной Вселенной и в других

реальностях совершенно произвольны и условны. Отбросив ограничения

рационального ума и оковы здравого смысла и привычной логики, мы способны

преодолеть множество разделительных барьеров, расширяя наше сознание до

невообразимых масштабов и в конечном итоге переживая единство и тождество с

трансцендентным источником всего бытия.

Когда мы достигаем эмпирического отождествления с Абсолютным Сознанием,

мы сознаем, что наше собственное бытие полностью соизмеримо со всей

Вселенной, со всем