Станислав Гроф

Космическая игра

логикой, а носят эмпирический и трансрациональный характер.

Когда мы переживаем переход от Пустоты к Абсолютному Сознанию или

наоборот, у нас не возникает ощущения абсурдности,

40


КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

которое мы испытывали бы в обычном состоянии сознания, рассматривая

возможность происхождения чего-то из ничего или, наоборот, бесследного

исчезновения в ничто. Напротив, здесь присутствует ощущение самоочевидности,

простоты и естественности процесса, и эмпирические прозрения сопровождаются

чувством внезапного прояснения, или реакцией: 'ну да, конечно'. Поскольку на

этом уровне материальный мир видится как выражение Абсолютного Сознания,

которое, в свою очередь, воспринимается как равнозначное Пустоте,

трансцендентальные переживания такого рода дают неожиданное разрешение самых

трудных и неотступных проблем, занимающих рациональный ум.

Что касается истока бытия, то в этом пункте прозрения людей, переживших

необычные состояния, обнаруживают разительное сходство с прозрениями вечной

философии. Я уже приводил описание космической пустоты, данное в

Праждняпарамита-сутре. А вот фрагмент древнего произведения ^Дао-дэ цзин^,

написанного китайским мудрецом Лао-цзы.

Прежде чем родилась Вселенная,

было нечто бесформенное и совершенное.

Оно безмятежно. Пусто.

Единично. Неизменно.

Бесконечно. Существует вечно.

Оно - матерь Вселенной.

Не ведая лучшего названия,

я назову его Дао, Путь.

Оно протекает через все сущее,

внутри и снаружи, и возвращается

к истоку всего сущего.

А вот что сказал об источнике творения Руми, персидский провидец и

поэт-мистик XIII века: 'Небытие нетерпеливо кипит, ожидая возможности стать

бытием... Ибо кладезь и сокровищница творения Божьего есть не что иное, как

небытие, обретающее явлен-ность'. Здесь хотелось бы привести для сравнения

еще два фрагмента из иудейской мистической традиции. Вот что говорит

каббалист XIII века Азриель Геройский: 'Возможно, вас спросят: 'Как Бог из

небытия сделал бытие? Неужели нет огромной разницы между бытием и небытием?'

Ответ на это таков: 'Бытие присутствует в небытии, выражаясь в форме

небытия, а небытие присутствует в бытии, выражаясь в форме бытия'. Небытие

есть бытие, а бытие есть небытие'. А каббалист XIV века Давид Бен Авраам

хе-Лаван

41


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

пишет: 'Айин, Небытие, является более существующим, чем все, что

существует на свете. Но поскольку оно просто, а все самое простое по

сравнению с самой простотой сложно, то оно зовется Айин'. По утверждению же

христианского мистика Мейстера Экхарта, 'Небытие Бога наполняет весь мир: Он

пребывает везде и нигде'.

СЛОВА ДЛЯ НЕВЫРАЗИМОГО

Откровения относительно абсолютных реальностей, переживаемых в

мистических состояниях сознания, невозможно адекватно выразить нашим обычным

языком. Лао-цзы описал понимание этого факта предельно кратко: 'Путь, что

может быть 'Путь', не есть вечный Путь. Имя, что может быть 'Имя', не есть

вечное имя'. Любые описания и определения должны опираться на слова,

разработанные для обозначения объектов и действий в материальном мире

повседневной реальности. По этой причине, когда мы хотим поведать о

переживаниях и прозрениях, посетивших нас в холотропных состояниях сознания,

обычный язык оказывается несостоятельным и неадекватным. Это особенно

справедливо, когда наши переживания сосредоточиваются на абсолютных

проблемах бытия, таких, как Пустота, Абсолютное Сознание и творение.

Люди, знакомые с восточными философскими учениями, при описании

духовного опыта и прозрений часто обращаются к словам из различных азиатских

языков. Для описания высоких запредельных состояний они используют

санскритские, тибетские, китайские или японские термины, такие, как самадхи

(единение с Богом), шуньята (Пустота), кундалини (змеиная сила), бардо

(промежуточное состояние после смерти),