Тайша Абеляр

Магический переход (Часть 1)

- Она задала

себе риторический вопрос и сама же ответила на него. - И каково же, ты

думаешь, мое достоинство? - Абсолютный ноль.

Я сказала, что, по моему мнению, она является очень хорошим и

интересным человеком. Как она может говорить, что ее достоинство равно

нулю?

- Все здесь очень просто, - объяснила Клара. - До тех пор, пока

положительные и отрицательные силы уравновешивают друг друга, их сумма

равна нулю, что я и сказала о своем достоинстве. Это также означает, что я

ни при каких условиях не могу смутиться, если кто-то меня критикует, или

возгордиться, если кто-то меня превозносит.

Клара подняла иголку и, несмотря на тусклый свет, быстро втянула в

нее новую нитку.

- Древние китайские мудрецы утверждали, что для того, чтобы узнать

свое подлинное достоинство, человек должен проскользнуть через глаз

дракона, - сказала она, соединяя оба конца нитки вместе.

Она рассказала, что эти мудрецы были убеждены, что безграничная

неизведанность охраняется исполинским драконом, чешуя которого сияет

ослепительным светом. Они верили, что отважные искатели, которые

осмеливаются приблизиться к дракону, приходят в ужас от этого слепящего

сияния, от силы, заключенной в его хвосте, одно движение которого

сокрушает все на его пути, и от испепеляющего дыхания дракона, обращающего

в пепел то, что оказывается поблизости. Но они верили также в то, что

существует возможность проскользнуть мимо этого дракона. Клара сказала,

что они были убеждены в том, что, сливая свое намерение с намерением

дракона, человек становится невидимым и проходит сквозь глаз монстра.

- Что это значит, Клара? - спросила я.

- Это значит, что с помощью вспоминания мы становимся пустыми,

свободными от мыслей и желаний, что для этих древних провидцев было

отождествлением с намерением дракона и достижением невидимости.

Я взяла в руки другую вышитую подушку - тоже образец Клариного

рукоделия - и положила ее себе под спину. Несколько раз я глубоко вдохнула

для того, чтобы прояснить свой ум, мне хотелось понять то, что она мне

сказала. Но использование ею китайской аллегории еще больше запутало меня.

Однако во всем, что она говорила, слышалась такая убежденность, что я

чувствовала, что совершу ошибку, если хотя бы не попытаюсь ее понять.

Наблюдая за тем, как Клара вышивает, я неожиданно вспомнила о своей

матери. Возможно, именно это воспоминание вызвало во мне великую грусть,

тоску, которую невозможно описать словами. Или, быть может, на меня так

подействовали слова Клары, или пребывание в ее безлюдном таинственном

доме, или то, что я сидела в этой комнате, где горела, внушая суеверный

страх, керосиновая лампа. Слезы потекли по моим щекам, и я начала рыдать.

Клара вскочила с кресла и встала рядом со мной. Затем она принялась

шептать мне на ухо так громко, что это звучало для меня как крик.

- Как ты осмеливаешься скорбеть о себе в этом доме! Если ты будешь

это делать, он отторгнет тебя. Он просто выплюнет тебя так, как ты

выплевываешь оливковую косточку.

Ее увещевание сразу же подействовало на меня. Моя грусть тут же

исчезла. Я отерла слезы, а Клара продолжала говорить так, словно ничего

вообще не произошло.

- Искусство быть пустым - это тот метод, которым пользовались

китайские мудрецы для того, чтобы пройти через глаз дракона, - сказала

она, снова усаживаясь на свое место. - Сегодня мы называем это искусство

искусством быть свободным. Мы чувствуем, что в действительности это лучшее

название, потому что это искусство выводит нас в сферу абстрактного, где

отсутствует само понятие о человеческом.

- Ты хочешь сказать, что в этой сфере все бесчеловечно, Клара?

Клара положила вышивку себе на колени и внимательно взглянула на

меня.

- Я хочу сказать, что почти все, что мы слышали об этой сфере от

мудрецов и тех, кто ее искал, наводит на мысль о том, что кое-что в ней

имеет отношение к человеку. Однако мы - те, кто практикует искусство быть

свободным, - убедились на собственном опыте, что такое описание не может

быть удовлетворительным. Мы обнаружили, что все человеческое в этой сфере

- если оно вообще существует там - настолько незначительно по сравнению с

бесконечностью других возможностей, что его вполне можно не принимать во

внимание.