Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

недостаточно для подлинного успеха. Древний разум, усилия которого

вылились в форму высокой идеалистической, рационалистичес-кой, эстетической,

этической и религиозной культуры, добился лишь несовершенной дисциплины

витального человека и его инстинктов - тогда как зачастую за внешним лоском,

блеском, красивым фасадом и показными манерами скрывался первобытный

неотесанный дикарь. Современный разум, пытающийся добиться всестороннего,

основательного, эффективного рационального и утилитарного просвещения и

организации человека и его жизни, преуспел в этом ничуть не больше, несмотря

на свои решительные, но всегда невыполнимые обещания достичь более

совершенных результатов в будущем. Эти попытки и не могут увенчаться

настоящим успехом, если наша теория жизни верна, если эта огромная масса

витальной энергии сама в себе содержит непроявленное супрарациональное, если

за ее хаотичными импульсами скрывается (а в этом случае неизбежно

скрывается) инстинктивное стремление к чему-то божественному, абсолютному и

бесконечному. Здесь также разум должен быть превзойден или должен сам

превзойти себя и стать переходом к Божественному.

Первый признак нисхождения супрарационального в какую-то часть нашего

существа - это формирование абсолютных идеалов; и поскольку жизнь есть

Существо и Сила, а божественное состояние бытия есть единство, а

Божественное в аспекте силы есть Бог как Сила овладевающая, значит,

абсолютные витальные идеалы должны иметь такую же природу. В этих идеалах

нигде нет недостатка. Если мы возь-мем семейную и социальную жизнь человека,

то найдем там несколько разных намеков на них; но нам нужно обратить

внимание (сколь бы несовершенные и неясные формы ни принимали эти идеалы в

наше время) только на усилия любви прийти к самопостижению, на ее стремление

достичь своего абсолюта - абсолютной любви мужчины и женщины, абсолютной

материнской, отцовской, сыновней, дочерней или братской любви, любви

дружеской и товарищеской, любви к родине, любви к человечеству. Эти идеалы,

которые с таким постоянством во все века воспевали поэты, являются не просто

красивыми словами и иллюзией, как бы ни противоречили им с виду эгоизм и

дисгармония нашей инстинктивной, инфрарациональной жизни. Всегда отмеченные

несовершенством или встречающие противодействие витальных импульсов, они все

равно остаются божественными возможностями и могут ст