Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

Шри Ауробиндо. Человеческий циклОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл

---------------------------------------------------------------

Перевод: Андрей Шевченко (sriaurobindo(а)mail.ru)

Date: 30 Aug 2003

---------------------------------------------------------------

Глава I. Цикл развития общества

Современная Наука, завороженная величием своих открытий в области

естествознания и объявляющая Материю единственной реальностью, давно

пытается построить на основании одних лишь физических данных изучение Души,

Разума и тех проявлений Природы в человеке и животном, для исследования

которых знание психологии столь же важно, сколь и знание любой другой

естественной науки. При таком подходе сама психология опирается на

физиологию и тщательное исследование деятельности мозга и нервной системы.

Поэтому неудивительно, что в истории и социологии основное внимание

уделялось объективным данным - законам, общественным установлениям,

ритуалам, традициям, экономическому развитию и факторам - в то время как

более глубокие явления психологического характера, столь важные в

деятельности такого разумного, эмоционального, творчески мыслящего существа,

как человек, совершенно упускались из виду. Такого рода наука склонна

объяснять исторические события и общественное развитие экономической

необходимостью или причиной, т.е. экономикой в самом широком смысле этого

слова. Некоторые историки даже отрицают или не принимают во внимание - как

нечто крайне несущественное - воздействие мысли и влияние мыслителя на

развитие общественных институтов. Они полагают, например, что Французская

революция произошла бы в силу одних лишь экономических предпосылок-именно

так, как она произошла, и в то же самое время- даже если бы Руссо и Вольтер

не написали ни строчки, а философская мысль девятнадцатого века не создала

смелые и радикальные теории.

Однако в последнее время Материя как первооснова, всесторонне

объясняющая Разум и Душу, начала ставиться под сомнение и зародилось

движение за освобождение человеческого сознания от поглощенности

естественной наукой, хотя пока дело не пошло дальше нескольких неуклюжих

робких попыток. Тем не менее в этих попытках можно увидеть первые проблески

осознания того, что за экономическими движущими силами и причинами

социального и исторического развития действуют глубинные силы

психологического характера и, может быть, даже силы самой души; и вот в

довоенной Германии, стране рационализма и материализма, которая в течение

последних полутора веков была еще и колыбелью новой мысли и оригинальных

учений - хороших и плохих, благотворных и разрушительных, один самобытный

ученый создал и явил свету первую психологическую теорию истории. Первым

попыткам на новом поприще редко сопутствует полный успех, и немецкий

историк, создавая свою теорию, напал на блестящую идею, однако не сумел ни

развить ее более детально, ни достаточно глубоко исследовать. Он по-прежнему

не мог освободиться от представления о крайней важности экономического

фактора, и, кроме того, его теория, как и вся европейская наука, соотносила,

классифицировала и упорядочивала явления куда более успешно, чем объясняла.

Тем не менее в ее основной идее заключена глубокая истина, некое прозрение,

поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые из ее положений, особенно в свете

восточной мысли и опыта.

Создатель теории, Лампрехт, взяв за основу европейскую и, в частности,

немецкую историю, предположил, что человеческое общество проходит в своем

развитии через определенные четко различимые психологические стадии, которые

он называет соответственно символистической, типической, конвенциональной1,

индивидуалистической и субъективистской. Таким образом, человеческое

общество - любая нация или цивилизация - в своем развитии воспроизводит

некий психологический цикл. Очевидно, что подобные классификации грешат

излишней жесткостью и подменяют витки и зигзаги Природы прямой линией ума.

Психология человека и человеческих обществ слишком сложна и объединяет

слишком много разносторонних и противоречивых тенденций, чтобы подвергать ее

точному и формальному анализу такого рода. Да эта теория психологического

цикла