Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

признаки, основы процесса самопознания, некие

эквиваленты, практические выражения ценности его 'я' - все что угодно, но не

само то существо, которым он является по сокровенной сути своей и которым

пытается слепо и бессознательно или открыто и сознательно стать. Человек,

как и человечество, не овладел этим истинным знанием своей сути и не владеет

им и поныне - оно проявляется лишь в видении и личном опыте тех немногих, по

чьим стопам не способен пойти род человеческий, хотя люди могут поклоняться

им как аватарам, провидцам, святым или пророкам. Ибо Сверхдуша, направляющая

нашу эволюцию, имеет свои собственные протяженные единицы Времени, свои

собственные великие эпохи, периоды медленного и быстрого развития, которые

преодолеть единым махом может сильный полубожественный индивид, но не

человечество, все еще пребывающее в полуживотном состоянии. Процесс эволюции

от растения к животному, от животного к человеку начинается в последнем с

дочеловеческого уровня; человек должен вобрать в себя животное и даже

минерал и растение; они составляют его физическую природу, они господствуют

над его витальным существом, они контролируют его ум и интеллект. Его

склонность к инертности во всех ее видах, предрасположенность к бездействию

и, с одной стороны, привязанность к земле и цепляние за свои корни, за любые

безопасные формы существования, а с другой - кочевничес-кие и хищнические

инстинкты, слепая приверженность традиции и закону толпы, стадное чувство и

восприимчивость к подсознательным внушениям коллективной души, его

одержимость гневом и страхом, его потребность в наказании и вера в

действенность наказания, его неумение думать и действовать самостоятельно,

неспособность к подлинной свободе, недоверие к новому, медлительность в

интеллектуальном постижении и усвоении знания, его низменные наклонности и

поглощенность земным, зависимость его витального и физического существа от

закона наследственности - все это, и не только это, человек получил в

наследство от дочеловеческих элементов своей природы, в которых берут начало

его жизнь, тело и физический ум. Именно это наследство заставляет человека

полагать, что преодоление себя и выход за пределы своей природы является

самым непосильным делом и самым неосуществимым предприятием. И все же,

именно преодолевая свое низшее 'я' и поднимаясь над ним, совершает Природа

широкие шаги на пути эволюции. Понять все, чем он был и что он есть, но

одновременно познавать все, чем он может стать, и восходить к этому - вот

задача, стоящая перед человеком как ментальным существом.

Этот цикл развития цивилизации, когда для сознания всего человечества

было возможным полное отождествление 'я' с телом и физической жизнью,

неотвратимо (будем надеяться) близится к концу. Подобное отождествление есть

основная характеристика воплощенного варварства. Считать тело и физическую

жизнь единственно важными, судить о зрелости человека по его физической

силе, физическому развитию и отваге, пребывать во власти инстинктов, которые

поднимаются из физического бессознательного, презирать знание как признак

слабости и неполноценности или видеть в нем отклонение от нормы, а не

неотъемлемую часть концепции зрелости, - все это свойственно менталитету

варвара. Этот менталитет может возвращаться к человеку в атавистическом

периоде отрочества - когда, заметим, наибольшее значение имеет развитие тела

- но для зрелого представителя цивилизованного человечества это уже

невозможно. Ибо, прежде всего под давлением современной жизни, меняется даже

витальная направленность человеческой расы. Человек перестает быть до такой

степени физическим и становится куда больше витальным и экономическим

животным. Он не то чтобы исключает или собирается исключить тело, его

развитие и правильное содержание, уважение к своей животной природе и ее

совершенство из своей идеи жизни; совершенство тела, его здоровье, крепость,

живое и гармоничное развитие необходимы для достижения полной зрелости и

становятся предметом более осмысленной и разумной заботы, чем прежде. Но

тело уже не может иметь первостепенного значения, а тем более того

абсолютного превосходства над прочими частями человеческой природы, какое

приписывал ему менталитет варвара.

Кроме того, хотя человек еще по-настоящему не услышал и не понял призыв

мудрецов