Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

энергии в ответ на сжатие - временно способствовать развитию новой

живой силы в жизни общества, как это случилось в Индии в первые века

буддизма. Но за этим пределом оно имеет тенденцию если не истреблять

по-настоящему, ибо это невозможно, то подавлять наряду с витальными

инстинктами и необходимую жизненнуюэнергию,проявлениями которой они

являются, и в кон-це концов оставляет их инертными, слабыми, ограниченными,

жест-кими, не способными к живой реакции на внешние силы и обстоя-тельства.

Таким был в Индии конечный результат многовекового господства буддизма и

учения об иллюзии, вытеснившего и сменившего буддизм. Ни одно общество, в

котором полностью преобладает или слишком долго находит широкое

распространение эта идея отказа от жизненного динамизма, не может процветать

и реализовывать свои возможности роста и совершенствования. Ибо из

динамичного оно превращается в статичное, а из статичного состояния

переходит к закосневанию и вырождению. Даже высшее существо человека,

которое использует в своих интересах мощный динамизм жизни и как ресурс

силы, которую оно должно преобразовать в свои более тонкие энергии, и как

действенное средство связи с внешней жизнью, в конечном счете страдает от

этой несостоятельности и противоречия. Древний индийский идеал признавал эту

истину и разделял жизнь на четыре существенных и необходимых сферы - артха,

кама, дхарма, мокша, т.е. витальные потребности; удовлетворение самых разных

желаний; этика и религия; освобождение, или духовность, - и настойчиво

требовал практического осуществления и развития всех четырех. И тем не менее

этот идеал был склонен (и совершенно правомерно) не только выдвигать

духовность на первое место как цель, к которой должны стремиться все

остальные, но и помещать ее в конец жизни и объявлять скорее истинной

родиной человека в потустороннем мире, нежели высшим состоянием и

формирующей силой на физическом плане, в земной жизни. Но это исключает идею

Царства Божия на земле, возможность совершенствования общества и человека в

обществе, эволюцию и появление новой божественной расы, а без этого ни один

универсальный идеал не может быть совершенным. Это дает жизни временное и

случайное, но не внутренне присущее ей оправдание; это не обещает никакого

светоносного осуществления ни индивидуальному, ни коллективному импульсу

жизни.

Давайте тогда рассмотрим этот витальный инстинкт и жизненный динамизм

как таковой, а не просто как основание для этического или религиозного

развития, и посмотрим, действительно ли он по природе своей противоречит

Божественному. Мы можем сразу увидеть, что описанное нами представляет

низшие части витального существа - инфрарациональные, инстинктивные; этот

примитивный характер, присущий витальному существу на начальной стадии

развития, сохраняется даже тогда, когда оно начинает постепенно подчиняться

воспитующему влиянию просвещающего разума. Очевидно, что это и есть земная

жизнь в ее природной форме - грубая, приземленная, зачастую отвратительная и

безобразная, полная грубых ошибок и резких диссонансов; но то же можно

сказать об инфрарациональном плане этики, эстетики и религии. Она

действительно куда труднее поддается преобразованию, чем эти последние,

более основательно и упрямо противится переводу на высшие планы, поскольку

жизнь есть изначальная сфера деятельности инфрарационального, это первое

выявление из Бессознательного того сознания, которое на шкале планов

сознания следует непосредственно за Бессознательным. Но все же, если

оценивать ее по справедливости, в ней тоже есть свои драгоценные элементы

силы, красоты, благородства, добра, жертвенности, поклонения,

божественности; в ней тоже есть высочайшие божества, скрывающиеся за

масками, но не теряющие при этом своего великолепия. До недавних пор и даже

сейчас разум, в одеянии уже не философии, но науки, настойчиво предлагал и

предлагает взять и усовершенствовать всю эту физиче-скую и витальную жизнь

одной лишь силой рационализма - через знание законов Природы, социологии,

физиологии, биологии и здо-ровья, через коллективизм, государственное

образование, внедрение новых психологических концепций и ряд прочих подобных

средств. Все это хорошо до некоторой степени и в известных пределах, но

этого