Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

в жизни все, что постепенно открывается

человеку в его видении и мысленном образе 'Я', - вот источник человеческих

сил, закон человеческого развития и тайна человеческого стремления к

совершенству.

Человечество на земле является единым главным самовыражением

универсального Существа в Его космическом самораскрытии; человек выражает -

в условиях земного мира, в котором он обитает, - ментальную силу

универсального существования. Все человечество едино по своей природе -

физической, витальной, эмоциональной, ментальной - и всегда было единым,

несмотря на все различия в интеллектуальных уровнях - от неразвитого бушмена

и негроида до представителя высокоразвитых культур Азии и Европы; и как

единая человеческая общность все человечество имеет одно предназначение,

которое оно стремится осуществить и к выполнению которого неуклонно

приближается, совершая цикличное движение - то восходящее, то нисходящее -

на протяжении бесчисленных тысячелетий истории. Ни одно блистательное

свершение отдельной расы или нации, ни одна их победа в смысле новых

завоеваний, духовных озарений, интеллектуальных достижений или установления

власти над окружающей средой не имеет какого-либо непреходящего значения или

ценности, пока не добавляет, не возвращает или не сохраняет что-то полезное

для человечества на этом пути. Движение к цели, которую древние индийские

писания провозглашают подлинной целью всякой человеческой деятельности, -

локасанграха, поддержание целостности человечества в ходе его циклической

эволюции, - всегда остается смыслом всех наших действий, понимаем мы это или

нет.

Но в пределах этой общей природы и общего предназначения человечества

каждый отдельный человек должен двигаться к общей цели путями,

предопределенными его собственной природой, и достигать своего максимально

возможного совершенства через внутренний рост. Только таким образом сама

человеческая раса сможет достичь какой-либо подлинной, живой и глубокой

реализации. Этого нельзя добиться грубым, тяжеловесным, механическим

принуждением масс; коллективное 'я' не имеет права рассматривать индивида

как всего лишь клетку своего тела, кирпичик своего здания, пассивное орудие

своей общественной жизни и роста. Человечество устроено иначе. Мы не

постигнем божественную реальность в человеке и тайный смысл человече-ской

жизни, если не увидим, что каждый отдельный человек является этим 'Я' и в

своем собственном существовании заключает все потенциальные возможности

человечества. Эти потенциальные возможности он должен выявить, развить и

осуществить изнутри. Никакое Государство, законодатель или реформатор не

вправе безжалостно кроить человека по некоему идеальному образцу; никакая

Церковь или священнослужитель не могут дать ему автоматического спасения;

никакой строй, классовая жизнь или идеал, никакая нация, цивилизация или

доктрина, никакая этическая, социальная или религиозная Шастра не вправе

постоянно говорить ему: 'Таким-то образом, мной указанным, ты будешь

действовать и до такого-то уровня будешь развиваться, а действовать иначе и

развиваться дальше тебе не позволено'. Все они могут временно помогать

человеку или сдерживать его; и по мере своего роста он сначала использует, а

потом превосходит их, воспитывает и обучает благодаря им свою

индивидуальность, но в конце концов всегда утверждает ее в ее божественной

свободе. Он вечно странствует по виткам циклов, и путь его ведет вверх.

Действительно, его жизнь и становление совершаются во имя всего мира,

но помогать миру своей жизнью и становлением он начинает только по мере

того, как все более свободно и широко отождествляется со своим подлинным

'я'. Действительно, человек должен использовать идеалы, учения, системы

взаимодействия, которые встречает на своем пути; но по-настоящему - верным

способом и по подлинному их назначению - он сможет воспользоваться ими лишь

в том случае, если они являются для его жизни средствами движения к некой

цели, лежащей за их пределами, а не грузом, который доvлжно нести ради него

самого, или некими деспотическими системами контроля, которым он должен

подчиняться как раб или послушный подданный; ибо, хотя законы и учения имеют

особенность быть тиранами человеческой души, единственное их назначение

состоит в том, чтобы