Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

общественного развития

Подлинный закон нашего развития и весь смысл нашей общественной жизни

ясно предстанут перед нами лишь тогда, когда мы поймем не только то, что

представлял собой человек в своей прошлой физической и витальной эволюции

(как это сделала современная Наука), но и каковы его будущее ментальное и

духовное предназначение и его место в циклах Природы. Именно по этой причине

субъективистские периоды человеческого развития всегда бывают много

плодотворней и созидательней прочих. В другие периоды человек либо

сосредоточивается на какой-то внешней стороне, образе или форме внутренней

реальности, которую старается проявить в нем Природа, либо механически

следует ее движущей силе или формирует себя по некоему шаблону, заданному ее

внешними влияниями; на этой же стадии развития в своем субъективном

обращении к внутреннему миру человек вновь возвращается к себе, к основам

своего существования и своим бесконечным возможностям, и перед ним

постепенно открывается перспектива нового и совершенного самосозидания. Он

видит свое истинное место в Природе и осознает величие своего

предназначения.

Существование есть бесконечная и потому не поддающаяся четкому

определению и не имеющая границ Реальность, которая выражает себя во многих

значениях жизни. Сначала она проявляет себя - по крайней мере в сфере нашего

существования - в материальном образе, как облеченная в форму твердая

субстанция, в пределах и на основании которой она может созидать, т. е. как

миры, земля, тело. Здесь она прочно запечатлевает и устанавливает главный

закон своего развития. Этот закон заключается в том, что все вещи едины в

своем бытии и первооснове, едины в общем законе существования,

взаимозависимы и едины в универсальной схеме своих взаимоотношений; но

каждая реализует это единство предназначения и существования, следуя своей

собственной линии развития и подчиняясь своему собственному закону вариации,

тем самым обогащая универсальное бытие. В Материи вариативность ограничена;

это вариативность типа, в пределах которого в целом сохраняется единообразие

особей. Каждая особь следует своей независимой линии развития, но общее

направление движения остается для всех одним; несмотря на некоторые

незначительные отличия друг от друга, все особи типа имеют характерные,

присущие всем черты и общий для всех набор качеств. Разнообразие в пределах

типа (если оставить в стороне отдельные несущественные отклонения от нормы)

достигается за счет вариации подтипов - групп, относящихся к одному общему

классу, т. е. видов и подвидов одного рода. В эволюции Жизни, пока ум не

достигает самосознания, господствует тот же закон; но с развитием жизни, и

особенно с появлением разума, индивид также обретает более широкую и более

витальную способность вариации. Он получает свободу развиваться в согласии с

общим законом Природы и общим законом своего типа, но также и в согласии с

индивидуальным законом своего существования.

Человек, ментальное существо Природы, особенно отличается от ее менее

развитых творений - большей способностью сохранять индивидуальность,

способностью высвобождать ментальное сознание, которое в конце концов дает

ему возможность все больше и больше понимать себя и свой закон существования

и развития, способностью высвобождать ментальную волю, дающую ему

возможность под незримым управлением универсальной Воли все более эффективно

распоряжаться средствами и контролировать направления своего развития, и

способностью в конечном счете выйти за пределы самого себя, своей ментальной

структуры и открыть свое сознание тому началу, из которого происходят ум,

жизнь и тело. Он может даже прийти к максимально возможному достижению -

обрести, пусть в настоящее время и не в полной мере, некое сознание

Реальности, которая является его подлинным существом, и столь же сознательно

овладеть (что недоступно больше никаким творениям земной Природы) 'Я',

Идеей, Волей - составными частями своего существа - и, следовательно, стать

хозяином собственной природы, а со временем - властителем Природы, а не

просто борцом с ее подавляющим влиянием, каким является ныне. Сделать это,

прийти через ум, и выйдя за пределы ума, к 'Я', Духу, который выражает себя

во всей Природе, и, объединив с ним свое бытие, силу, сознание,