Авессалом Подводный

Эзотерическая астрология

Вступление

КОСМОГОНИЧЕСКИЙ АРХЕТИП

Где начинается эзотерика? Одним из ее определений может быть такое: эзотерика - это взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из которых один считается тонким, высшим, горним, а второй - плотным, низшим, дольним.

Таким образом, эзотерик не обязательно религиозен. Интуитивным, стихийным или сознательным эзотериком раньше или позже становится любой человек, в жизни которого актуальны такие поляризации, как, например, наука - практика, власть - народ, психология - поведение, намерение - реализация, идеал - его воплощение, цель - ее достижение, модель - объект, архетип - его проявление. Дух эзотерика всегда ощущается, когда так или иначе, на том или другом материале возникает необходимость раздельного рассмотрения тонкого и плотного объектов, изучения связей между ними и их взаимного влияния. Высший вид эзотерики это религиозная мистика и религиозная философия. Первая в качестве плотного объекта рассматривает человека, а в качестве тонкого - его личного Бога; для второй плотным объектом является проявленный мир, а тонким - Абсолют, или безличный Бог.

Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное представление и ответить на все возникающие вопросы. Информация о тонком объекте идет двумя различными путями, и каждый из них дает свои искажения. Первый - это непосредственное созерцание тонкого объекта путем той или иной мистической (интуитивной, медитативной) настройки на него; при этом объект изучается сам по себе, но с помощью несовершенных средств, заведомо дающих искажения. Второй путь заключается в наблюдении за плотным объектом и особенно за моментами информационно-энергетической связи между ним и тонким объектом. Наблюдения за плотным объектом более точны, но по ним приходится судить о тонком объекте, то есть делать заведомо косвенные выводы.

Ситуация осложняется еще и тем, что хотя тонкий и плотный объекты в чем-то похожи ('что наверху, то и внизу'), но они во многом и различаются, и в первую очередь тем, что принадлежат принципиально разным планам бытия (тонкому и плотному), для которых характерны существенные различия в материи, энергии и законах эволюции.

С другой стороны, даже малая, общая информация о тонком объекте дает возможность прогнозировать судьбу плотного - разумеется, если представлять себе законы эволюции плотного плана в целом.

Одна из самых больших загадок жизни это резкие смены фаз, или, если позволительно здесь употребить выражение из техники, режимов существования людей и коллективов. Вот живет себе человек в прекрасном настроении, учится в школе, интересуется играми и игрушками, умеренно тиранит ближайших родственников и очень уютно сосредоточен на самом себе - и так много лет. И вдруг, как снежная лавина: ломается голос, настроение скачет зайцем от эйфории до глубокой депрессии, первая любовь, первая ревность, ужас ломки наивно-эгоистического кокона... И через два года мы видим уже совершенно другого человека, который мало изменится в течение следующих сорока-пятидесяти лет - разве немного постареет. Ученый-специалист скажет: 'Как же, кризис полового созревания, большая гормональная перестройка'. Но ведь бывает и совсем по-другому, когда и человек, и окружающие почти не замечают, как из десятилетнего стал двадцати-, а потом тридцатилетним (ну там женился-развелся, но не обратил на это существенного внимания). А вот в тридцать лет у него меняется абсолютно все: идеалы, характер, круг интересов, социальный круг, профессия...

Как сказал Экклезиаст, есть время собирать камни и есть время их разбрасывать. Вероятно, мудрость как раз и означает постоянное, но деликатное внимание к тонкому миру и тем знакам и энергиям, которые он посылает плотному.

* * *

Самый главный или, точнее говоря, самый высокий архетип относится к глобальной космогонии, то есть описанию существования проявленного мира с самого начала и до конца. В различных вариациях соответствующий миф повторяется во многих культурах, сохраняя, однако, некоторые черты неизмененными. Ниже приводится описание космогенезиса в духе индийской философии санкхьи, являющейся теоретической основой йоги. Некоторые акценты автор ставит на свой лад, в соответствии с веяниями времени, и в ряде случаев пользуется современной терминологией, надеясь,