Шарль Фоссе

Ассирийская магия

тела...»

№ 21

К 6172=Craig. Religious Texts, II, рис. V

1. Против человека были созданы чары,

2. ты исследуешь эти чары, которые заметны в нем

небеса и землю, лицо солнца [ты будешь вопрошать].

3. Болезнь твоего сердца, ты скажешь о ней Шамашу.

4. Лицом к солнцу против чар ты убьешь свинью

5. Эти чары, в тело свиньи ты их заключишь.

6. Лицом к солнцу, в соответствии с ритуалом,

ты поставишь человека, против которого были созданы чары.

7. «Шамаш, тот, кто создал эти чары, пусть он не

видит, а я вижу!»,

8. семь раз, лицом к солнцу, ты заставишь его

сказать (эти слова).

Каждый день болезнь его сердца к небесам ....

9. Эти чары, которые в теле свиньи .

10. Это колдовство ...

11. ... .... колдовство

№ 22

ASKT № 7

2. ... жрец

3. у них десять рук, у них десять ног .

4. асакку, этемму, пусть они ...

5. изображение его тела на этом месте пусть ...

6. пусть этот царь будет блестящим, пусть он сверкает,

7. пусть он будет возвращен в благоприятные руки его бога.

Группа 2.

Ответная порча

причиняемая экзорцистом колдуну

Тексты этой группы не отличаются большим разнообразием, поэтому мы приводим небольшое число примеров из серий «К Шамашу» и Маклу.

№ 1

IV R 59 № 1

11. Заклинание. Расторгни узы моей колдуньи,

12. уничтожь слова моего врага,

13. пошли буре ее чары, ветру — ее слова;

14. все ее порчи и ее чары пусть унесет ветер;

15. пусть ее дни унесут ее к бедствию и тоске;

16. пусть она окончит свои годы в страдании и размалывании сердца;

17. пусть она умрет, а я живу.

18. Ее колдовство, ее чары, ее порчи, пусть они будут развеяны

19. по приказу Эа, Шамаша, Мардука,

20. и царственной владычицы богов. Заклятье. Заклятье.

№ 2

Maqlu II

126. Заклинание. Гирра могучий, буря яростная,

127. Ты справедлив к богам и царям,

128. Ты вершишь суд разоренных мужчин и женщин,

129. Судя меня, ты гневаешься, как герой Шамаш!

130. Дело мое рассуди, решение по нему прими!

131. Колдуна и колдунью спали!

132. Врага моего пожри, недруга моего истреби!

133. Твоя злая буря пусть их настигнет! Заклятье.

Группа 3.

Оправдание виновного или безвинного

с просьбой отпустить перечисленные грехи

Сюда мы включили несколько показательных примеров, демонстрирующих сложный характер текстов данной группы. Сложность их, во-первых, в том, что, с формальной точки зрения, сюда относятся и заклинания, и молитвы, которые можно назвать заклинания-молитвы (Gebetsbeschworungen), поскольку в них соседствуют магическое и религиозное начала. Во-вторых, термин мамит — «проклятье, порча» обозначает здесь как запрет на совершение нежелательного действия, так и помеху, вносимую колдуном при совершении действия разрешенного. Мамит наступает вследствие арну — «вины, проступка», однако заклинания четко отделяют бел арни — «виновного» от таму — «проклятого» (здесь — «оскверненного»). Вполне возможно, что проклятым назывался человек, нарушивший запрет типа табу, а виновным — совершивший преступление и преследуемый по закону. Интерес представляет также идея связи между бедственным положением человека и виной его предков до седьмого колена (довольно близкая к библейским представлениям о родовом проклятии).

Surpu III

1. Заклинание. Любое проклятье, схватившее человека, сына своего бога,

2. Распутает Мардук, экзорцист богов:

3. Проклятье отца и матери, предков человека,

4. Проклятье отца отца, проклятье матери матери,

5. Проклятье брата и сестры,

6. Проклятье семи поколений отцовского дома, предков человека,

7. Проклятье больших и малых,

8. Проклятье родства и свойства,

9. Проклятье новорожденных и младенцев,

10. Проклятье друзей и товарищей,

11. Проклятье приятелей и сподвижников,

12. Проклятье правдивое и лживое,

13. Проклятье тяжелое и легкое,

14. Проклятье нести лопату и называть и

15. Проклятье очагов и жаровен,

16. Проклятье протягивать руку к факелу,

17. Проклятье нести факел и называть имя бога,

18. Проклятье разводить огонь перед человеком,

19. Проклятье чаши и стола,

20. Проклятье постели и спальни,

21. Проклятье пить воду из необожженной чаши,

22. Проклятье откладывать что-либо в сторону (для бога) и (опять) просить об этом,

23. Проклятье сидеть на стуле лицом к Шамашу,

24. Проклятье принимать судебное решение по взяткам,

25. Проклятье рвать траву в степи,

26. Проклятье рвать тростники на болоте,

27. Проклятье лука и колесницы,

28. Проклятье меча и копья,

29. Проклятье колчана и стрелы,

30. Проклятье бить животное по щекам,

31. Проклятье расчленять мертвое