Эдред Торссон

Северная магия: мистерии германских народов

или Торслев ('поле Тора') в Дании и Торсо ('остров Тора') в Швеции, или Фройхов ('храм Фрейи') в Норвегии и Фротуна ('обитель Фрейи') в Швеции -- во всех этих случаях легко увидеть, какие из северных богов и богинь были предметом всеобщего поклонения в древних храмах.

Безусловно, существует великое множество других богов и богинь, но они либо выполняют очень специфические функции, либо связаны исключительно с домашней религиозной активностью. Божества последнего рода часто объединяются в группы - такие, как альвы, дисы [Дисы (др.-исл. disir) - существа женского пола, помогающие при родах и способствующие плодородию почвы], карлики-цварги и т.д. И наконец, есть божества, несущие исключительно мифологическую или космологическую функцию. Они могут быть весьма значительными, как Бальдр [Бальдр - бог из числа асов, смерть которого является переломным моментом в истории Асгаpда], но, в то же время, не являться предметом религиозного культа, как мы его обычно понимаем.

Существует целый пантеон, или 'семья', северных богов и богинь. Этот пантеон воплощает в себе весь набор архетипов человеческого потенциала и опыта. Каждый, кто хочет следовать Северному Пути, должен внимательно изучить мифологию и узнать о северных богах как можно больше.

Пантеон богов делится на три части, составляющие единое целое. Каждая из этих трех частей имеет свое особое предназначение или функцию, необходимую для существования остальных частей. Обычно о них говорят как об уровнях иерархии. Первая функция - это суждение, разум, закон, мера (их воплощает Тиу-Тюр), а также вдохновение, интуиция и трансформация (их воплощает Один-Вотан). Эти две функции образуют суверенную и интеллектуальную часть мира и человеческого бытия-сознания. Это боги древних королей, судей, поэтов и магов.

Вторая функция относится к силе (обычно физической), могуществу и энергии (их воплощает Тунар-Тор). Он и его род - это боги воинов. Третья функция -- это созидание, восстановление, благополучие, физическое здоровье и природные циклы (их наиболее прямо воплощают в себе Господь и Госпожа -- Фрейp и Фрейя). Они относятся к ванам, богам и богиням крестьян и ремесленников. Но ваны обладают собственной магией, а все крестьяне также могут быть и воинами. Итак, в этой третьей группе существует целая система - Путь Ванов, или истинная викка [Викка (англ. Wicca) - 'ведьмовство', неоязыческая религиозно-магическая система, pаспpостpаненная в Великобpитании и США. Наш читатель может познакомиться с ней по книге: Тимоти Родеpик. Мистерии темной луны. Киев, 'София', 1997].

Иерархию этих функциональных структур иллюстрирует рисунок 3.

Эта диаграмма помогает нашему рациональному (тюрическому) разуму постичь взаимоотношения богов и богинь Севера. Каждый интересующийся Северным Путем должен понимать ее. Но существует и иной взгляд на вещи, более одинический (и более фрейический). Все эти три части составляют единое целое, заключенное в круг или кольцо.

В древности каждому из этих трех сегментов пантеона соответствовал определенный цвет. Эти символические цвета, безусловно, были разными в различных племенах и различных регионах. К примеру, в 'Поэтической Эдде' мы видим, что первой группе принадлежал белый цвет, второй группе - красный, а третьей - черный.

Мы можем воспользоваться альтернативной системой и различать группы не по номерам, а по цветам. Очевидно, функции Тюра должен соответствовать белый цвет, функции Одина - голубой, функции Тора - красный, а ванам (Фрейру и Фрейе) лучше всего подойдет зеленый, как это показано на рисунке 4.

С магической точки зрения, верховными богами Севера являются Один (Вотан) и Фрейя. Оба представляют собой могучие архетипы, которые должны использовать маги Тевтонского Пути. Они являют собой ту модель сознания, на которую равняются маги в своем магическом развитии.

Существует целый пантеон магических архетипов, с которыми могут работать витки. Высшие божества разделяются на асов и ванов. Асы - это боги и богини социального порядка и сознания, тогда как ваны - божества природы и благополучия. Собственно 'магические божества' Один и Фрейя могут переступать эти границы по собственной воле.

5.1 Асы

Один-Вотан.

Один - верховный бог витки. Он - покровитель мастеров рун, пытающихся воплотить в жизнь архетипические структуpы его мифов. Один - бог, приносящий в жертву (дарующий) 'самого себя самому себе' в акте магической инициации, чтобы обрести руны - знание о себе и о космосе, а также о силах, управляющих этими сферами.