Эдред Торссон

Северная магия: мистерии германских народов

традиций. Подобные исследования способствовали пpояснению революционных целей движения.

В 1815 году в Стокгольме была основана Манхемская Лига (Manhems-fцrbund). Манхем, или 'мир человека', -- романтическое название Севера, происходящее от древнескандинавского Mannaheimr. Писатель К. И. Л. Альмквист основал Манхемскую Лигу как инициатическое тайное общество. Основной целью этой Лиги являлось изменение отдельного человека, а не общества. На Альмквиста оказал огромное влияние мистицизм Эммануэля Сведенборга (1688--1772).

Однако эти общества не смогли оказать решающего влияния на судьбу Германского Возрождения, в основном по той причине, что не располагали достаточным количеством знаний. Задача подвести надежную основу под будущее Германское Возрождение досталась 'академическим романтикам', братьям Якобу и Вильгельму Гриммам. Гриммы, исследуя древнюю историю Германии, уделяли пристальное внимание каждому из ее аспектов - религии, мифологии, языку, законодательству и фольклору. Гриммы были германскими романтиками и стремились доказать, что германский мир может сравниться во всех аспектах с греко-римским или иудейско-христианским. Древние германские традиции были разрушены империализмом средиземноморских культур. Но теперь, считали братья, пришло вpемя поднять то, что было подавлено, и отбросить все пришлое, наносное, чтобы люди снова могли быть честными с самими собой.

Якоб Гримм впервые опубликовал свою 'Немецкую мифологию' в 1844 году, но еще в 1816--1818 гг. братья вдвоем собрали и издали свои знаменитые 'Волшебные сказки'. Эти труды, как и целый ряд менее известных работ составили более надежную основу будущего Германского Возрождения.

Эта фаза Германского Возрождения (1800--1816) характеризовалась романтической тоской по утраченным ценностям древности. Это было, в основном, движение писателей, мыслителей и художников, создававших 'башню из слоновой кости'. Это было духовное и эмоциональное движение, но пришло время подвести под него интеллектуальный фундамент. И хотя его инициаторами были академики и художники, они черпали вдохновение непосредственно в народе. В Европе середины девятнадцатого века национализм отождествлялся с либерализмом - стремлением к свободе. Консервативные силы пытались помешать такому ходу событий. В это время Европой управляли абсолютные монархи (чья власть зиждилась на христианской доктрине о божественности королевского престола), и она была раздроблена на множество государств, границы которых никак не соответствовали национальным реалиям. К примеру, в Германии были десятки разных королевств, герцогств и княжеств. Не существовало единого германского государства, которое объединяло бы германскую нацию - то есть говорящих по-немецки жителей центральной Европы.

Вторую фазу современного Германского Возрождения (1850--1900) можно назвать либеральной и утопической. К этому времени некоторые подлинные ценности тевтонского наследия стали достоянием народа. Германский мифический герой - Сигурд или Зигфрид - стал новым идеалом человеческого развития.

Художники и мыслители - такие, как представитель раннего английского социализма Уильям Моррис, - использовали германскую мифологию и историю культуры как модель утопических решений проблем, вызванных индустриальной революцией. Даже Фридрих Энгельс, написавший вместе с Каpлом Маpксом 'Коммунистический Манифест' (1848), создал драму о Зигфриде под названием 'Рогатый Зигфрид'. В тевтонском прошлом многие люди того времени видели модель религиозного и социального устройства, эффективно работавшую раньше и способную работать в будущем, если будут найдены ключи к ее древним секретам.

Самой заметной фигурой Германского Возрождения второй половины XIX века был Рихард Вагнер (1813--1883). Его не удовлетворяло просто использование германской темы в развлекательных целях в операх (которые он называл 'тотальным искусством'). Вагнер был революционером в сферах искусства и социального устройства и использовал свои произведения как катализатор перемен. Основной целью Вагнера было 'освободить' мир от материализма, и он пытался добиться этого пpи помощи своего 'тотального искусства'. Просветленный баварский король Людвиг II, которого некоторые называли 'безумным', пытался помочь Вагнеру осуществить этот замысел. Однако вагнеровская программа обладала крупным недостатком - именно той чертой, которая делает его произведения настоящими шедеврами: она была слишком оригинальной. Гений Вагнера часто позволял древним говорить через его музыку. И конечно, его вовсю