Эдред Торссон

Северная магия: мистерии германских народов

постоянное движение между двумя полярностями (Космическим Огнем и Космическим Льдом) как благоприятный и желательный процесс. С германской точки зрения, жизнь существует только в изменчивых формах, и пока существует жизнь, возможна свобода. Высшая цель Северных мистерий - создание свободных, независимых и самодостаточных личностей и народов.

4. Закон миров.

В германской модели вселенной и человечества существует много 'измерений', или 'миров'. 'Большой мир', или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это 'древо' состоит из девяти сфер, или миров. Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке 1. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели. Совершенно ясно, что 'древо' является символом многомерной структуры реальности.

Асгард (Asgardhr) - это царство асов (Aesir), а также тех ванов (Vanir), которые живут вместе с асами. Хель (Hel) - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Лёссальфхейм [Англ. Lightelf-Home] (Ljуssblfheimr) - царство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков). Это измерение соответствует структурам интеллекта. Ему противопоставляется Свартальфхейм [Англ. Swartelf-Home] (Svartalfheimr). Свартальвы-сваpтэльфы - то же, что 'карлики'-цвеpги [Дp.-исл. dvergar, нем. Zwerge, англ. dwarves (название, которое Дж. Р. Р. Толкин использовал для своих 'гномов')]. Карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности. Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру. Ванахейм [Англ. Wane-Home] (Vanaheimr) - царство ванов, о которых мы позже поговорим более подробно. Ему противопоставлен мир ётунов - Ётунхейм [Англ. Etin-Home] (Jutunheimr). Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун - это конструкция, лишенная сознания.

Миpы Муспелльсхейм [Англ. Muspell-Home] (Muspрellsheimr) и Нифльхейм [Англ. Nifel-Home] (Niflheimr) соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная. Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард [Англ. Middle-Earth] (Midhgardhr) - замкнутый мир в середине Большого мира. В этом 'Среднеземье' живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.

Душа.

Тевтонская мифология повествует о том, что первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, женщина - из вяза. В поэзии Севера люди часто сравниваются с деревьями. К примеру, воина называли 'дубом битвы'. Это указывает на важную связь между идеей космического древа (Иггдрасиля) и деревом на индивидуальном человеческом плане. Многомерная формула существования, отображенная в модели Древа Иггдрасиль, представляет собой и основу человеческого бытия.

То, что люди были созданы из органического, живого материала, а не из мертвой земли, имеет большой смысл для Северной традиции. В 'Старшей Эдде' ('Прорицание Вёльвы', 18) говорится о том, что три бога - Один, Хенир и Лодур - создали первых мужчину и женщину, одарив их особыми качествами:

Они не дышали, в них не было духа,

румянца на лицах, тепла и голоса;

дал Один дыханье, а Хенир - дух,

а Лодур - тепло и лицам румянец.

(Перевод А. Корсуна.)

Итак, согласно германской традиции, человек создан из комплекса основ, сил или, если угодно, 'душ'. Все это было собрано воедино в определенном месте и в определенное время, чтобы дать жизнь неповторимому человеческому существу. Но многие из этих качеств или основ могли существовать до 'проявления' или 'воплощения' человека. Следовательно, эти качества и силы могут продолжать существовать и после 'проявления' или 'воплощения' человека.

Из этого мы можем заключить, что истина о человеческом существе гораздо более глубока, чем мы обычно представляем себе. У древних тевтонов существовали десятки терминов для различных аспектов человеческого тела и души. Каждый из них использовался настолько точно, что этому богатству терминологии могут позавидовать современные психологи. В языках существует множество тонких различий в определении тех вещей, которые люди знают досконально. У эскимосов существует 15 определений белого цвета, так как они хорошо различают тонкие оттенки 'белого' в своем 'совершенно белом' мире. Мы же видим только