Роберт Антон Уилсон

Новая инквизиция (Часть 1)

хором петь, взявшись за руки. Какой-то мужчина переходил из магазина, в магазин, держа в руках товары, которые, по его словам, он украл в этих магазинах; но владельцы магазинов утверждали, что эти товары не были украдены у них. Банды молодчиков врывались в церкви, прерывая службу экстатическим пением и хлопками.

В опубликованной в 1974 году книге Труды Чарльза Форта автор пишет, что, пока наблюдались странные огни, привидения и длилась религиозная истерия 1905 года, в графстве Нортамберленд насильственно и загадочно гибли овцы.

Возможно, их убивал волк.

Итак, сначала один человек в Уэльсе на глазах очевидца якобы превращается в волка, потом второй человек (или все тот же?) в Уэльсе на глазах двух очевидцев якобы тоже превращается в волка, затем неподалеку от этих мест якобы волк убивает овец... Боюсь, некоторые читатели, не оболваненные материализмом, но оболваненные другой догмой, чего доброго усмотрят в этих событиях нечто общее.

Нортамберлендский волк в конце концов был застрелен. Умирая, (он не превратился в человека. Прошу прощения.

Я знаю, некоторым из вас было бы приятно, если бы он превратился и человека, поскольку старые идолы вам нравятся больше новых идолов. Некоторым материалистам было бы приятно, если бы я процитировал статью из Ист джизэс холлер, в которой сообщалось, что волк действительно превратился в человека, поскольку это доказывало бы, что я ничем не гнушаюсь, и постепенно деградирую.

Нет, он не превратился в человека. И, значит, в этой книге я лишь пытаюсь объективно исследовать человеческую психику, которой свойственно запускать реакцию заметной тревоги (иногда переходящей в гнев), как только мы ощущаем, что находимся на грани возможного нарушения табу. Я стараюсь показать, что любая эмическая реальность, или мысленная структура, занимается сортировкой видимостей, и поэтому юэтому мы считаем реальными только те факты, которые не идут вразрез с нашим личным туннелем реальности, а все остальные факты мгновенно отрицаем, считая их только видимостями.

Мне кажется, некневсе события, происходившие в Великобритании в тот достопамятный 1905 год, можно смело считать массовой галлюцинацией и истерией.

Но остальные некневсе события, на мой взгляд, нуждаются в объяснении, которое не может дать материалистический фундаментализм, но, возможно, когда-нибудь сможет дать либеральный материализм.

Предлагаю вам следующий тест:

высказывание

истинно

ложно

Неопределенно

бессмысленно

правило игры

Автореферентно

странная петля

Уэльс существует

Странные огни существуют

Национальный долг существует

Кварки существуют

Красота существует

Размер существует

Все явления сначала кажутся фактами тем, кто с ними сталкивается, Если эти явления кажутся нам странными и не вписываются в наш туннель реальности, мы с радостью от них отмахиваемся, считая, что нам просто показалось.

Если мы сталкиваемся с ними вновь и вновь, то либо начинаем сомневаться в своей психической нормальности, либо принимаем за факты. Как однажды заметил Норберт Винер, человеческий мозг работает по принципу, сформулированному Льюисом Кэрроллом в его бессмертной книге: Все, что сказано три раза, становится истиной. Повторение - лучшее средство убеждения.

Считается, что так называемый факт существует, а так называемых не-факт не существует.

Но мы никогда не сможем осмысленно рассуждать о существовании, ибо это метафизическое, а не научное понятие.

Глупо считать, что бациллы и другие микроорганизмы не существовали, пока мы не изобрели микроскопы, или что другие галактики не существовали, пока мы в 20-х годах двадцатого века не изобрели мощные телескопы. Точно так же, с точки зрения обычного восприятия прошлое для нас не существует, но, как и будущее, оно существует в геометрии пространства-времени Минковского.

Нa этом этапе вполне уместно рассмотреть еще одну терминологически точную рекомендацию Бакминстера Фуллера. Так как существование кажется либо бессмысленным понятием (то есть всегда научно неопределенным), либо завуалированным правилом игры, мы вообще не должны им оперировать. По мнению Фуллера, имеет смысл говорить только о настройке и не-настройке. До появления микроскопов микромир не был несуществующим, он был ненастроенным.

Терминологически неправильно говорить, что красота, которую видит художник, не существует для бизнесмена, который думает только о деньгах. Просто бизнесмен не настроен на восприятие этой красоты, Потому что она не имеет значения в его туннеле реальности.

В каждый момент времени я