Эрих фон Деникен

Колесницы богов

и он определил, что они горели примерно в 400 году нашей эры. Но не удалось доказать, что и кострища, и остатки костей имеют какое-то отношение к каменным колоссам. Хейердал нашел сотни неоконченных статуй, лежащих рядом с каменным массивом на краях вулканического кратера; вокруг валялись тысячи каменных инструментов, словно резчикам пришлось внезапно бросить работу.

Остров Пасхи лежит на огромном отдалении от всех континентов и цивилизаций. Островитяне знают пути Луны и звезд лучше, чем местоположение других стран. Никакие деревья не растут на островке, который представляет собой клочок вулканической почвы. Привычное объяснение, что, мол, каменных гигантов доставили на места их вечных стоянок, пользуясь деревянными катками, в данном случае не подходит. Можно еще добавить, что природные ресурсы острова с трудом могут обеспечить пропитанием больше, чем 2000 обитателей. (Сегодня на острове Пасхи живет несколько сотен туземцев.) Вряд ли в далекой древности существовало регулярное сообщение с островом и корабли доставляли каменщикам одежду и пропитание. Тогда кто же вырубал из каменного массива куски породы, вырезая из них статуи, и транспортировал их к берегу? Каким образом без помощи катков они одолевали эти мили? Каким образом их обрабатывали, как полировали, каким образом воздвигали? Каким образом шляпы, камень для которых доставлялся из другой каменоломни, воздвигались им на головы?

Если даже человек с живым воображением вполне может представить себе, как шло строительство пирамид, где огромная армия рабов использовала метод 'эх, взяли', невозможно допустить, что такие методы существовали на острове Пасхи, где всегда чувствовался недостаток мускульной силы. Даже две тысячи человек, работая день и ночь, не смогли бы вырезать из твердейшего вулканического камня эти колоссальные фигуры, пользуясь примитивными орудиями, - а ведь часть населения должна была возделывать почву, рыбачить, прясть ткани и сучить канаты. Нет, две тысячи человек не могли бы создать гигантские статуи. А большее количество населения просто не могло бы существовать на острове Пасхи. Тогда кто же тут трудился? И почему статуи стоят только по периметру береговой линии, в не в глубине острова? Какова была цель этого культа?

К сожалению, первые европейские миссионеры, оказавшиеся на этом клочке земли, приложили немало усилий, чтобы темное прошлое острова так и продолжало оставаться в темноте. Они сожгли все таблички с иероглифическими изображениями; они запретили чествование древних богов и свели на нет все давние традиции. И все же, несмотря на старания, с которыми эти ретивые джентльмены принялись за дело, им не удалось отучить туземцев называть свой остров Землей Людей-Птиц, как они величают его и по сей день. Из уст в уста передаются легенды о людях-птицах, которые приземлялись тут в незапамятные времена и зажигали огни. С легендой согласуются и скульптурки крылатых созданий с большими удивленными глазами.

Невольно приходит на ум мысль о связях между Тиауанако и островом Пасхи. И тут, и там мы видим каменных гигантов, стиль изображения которых весьма походит друг на друга. И тут, и там у колоссов надменные лица с бесстрастным выражением на них. Когда в 1532 году Франсиско Писарро спрашивал инков о Тиауанако, ему было сказано, что никто из ныне живущих людей не видел этот город иначе, чем в руинах, ибо он был воздвигнут на заре человечества. Остров Пасхи по традиции называется 'Пуп мира'. От Тиауанако он отстоит за 3125 миль. Каким образом одна культура могла влиять на другую?

Может быть, мифология доинкских времен может дать намек на ответ? Из древности пришли сказания о божественной сущности бога-создателя Виракочи. Он создал мир, когда тот был погружен во тьму, и не существовало Солнца; он создал из скал расу гигантов, но когда они разгневали его, он утопил их в волнах могучего потопа. Затем по его мановению над озером Титикака поднялись Солнце и Луна и над Землей воссиял свет. Именно так, а затем - внимательно прочитайте эти строки - он вылепил в Тиауанако глиняные фигурки людей и животных и вдохнул в них жизнь. Затем он научил созданные им существа языку, искусствам и ремеслам и в конечном итоге разбросал часть из них по разным материкам, где им и предстояло обитать. Выполнив эту задачу, Виракоча и двое его помощников отправились странствовать по разным континентам, проверяя, насколько его создания следуют полученным инструкциям, каких они добились результатов. В обличье старого бродяги Виракоча пересек Анды и двинулся вдоль побережья,