Сатпрем

«Эволюция II»

пока?) не переносит — скелет. Это хитроумное приспособление

со всевозможными многочисленными соединениями, суставами, сухожилиями,

отростками и бог весть чем еще, упрямо становится против этой крушащей текучести.

'Что касается меня', — говорит он, — 'то я фиксирован; ваш новый воздух может быть

очень хорош для медузы, но не для позвоночных'.

И эта Мощь растет изо дня в день, новый воздух становится все плотнее и плотнее, в

точной пропорции со встречаемым им сопротивлением — и что же дальше произойдет?

'Вынуждать' означает идти вперед.

В потоках

обильно льющегося разлива

они очистили себя

и схватили себя

со своими судьбами,

и здесь

они раскрыли материальный холм

Риг Веда, V.52.9

Глава 14

Три компоненты Эволюции II

Я не знаю, чему вскоре суждено произойти: я переживаю события изо дня в день. Я

становлюсь этим. В действительности, я могу следить за событиями как в ежедневной

газете, так и в своем теле — с равным успехом. Ибо существует только одно земное тело,

не зависимо от того, что мы об этом думаем в наших узких границах.

И то, что интересует меня, это не столько индивидуальное тело и его будущая судьба, как

наше великое тело и общее побуждение.

Побуждение существует.

Мы, или по крайней мере я, склонны смотреть на явления глазами Дарвина. В этом нет

ничего страшного, но у нас больше нет тех миллионов лет и поколений, чтобы менять

один панцирь на другой, улучшать какой-либо — сейчас раскалывается наш целостный

земной панцирь. И все же все подчиняется некоему закону.

Но это больше не старый закон, я знаю это по собственному телу, и знаю, что именно

этому сейчас вынуждено обучаться великое земное тело.

Существует новый закон.

Закон, который действует более не в соответствии с нашими ртутными столбиками,

нашими атмосферными давлениями и нашими разрушительными машинами, ведь все

наши изобретения, основанные на наших законах, являются продуктами разрушения,

которое в свою очередь вызывает другое разрушение и так далее, пока не приходит

смерть. Мы лечим одну гадость другой.

Вряд ли я смогу вывести формулу нового закона, как это не смогла бы сделать рыба для

описания суши в терминах своих 'водных уравнений': она бы попросту сказала: 'Вы

умрете от этого'. То, что мое тело смогло как-то просто сказать об этом новом законе и

новой среде, может быть выражено в двух словах: 'Это анти-смерть'.

Но будьте осторожны! Новый закон совершенно смертелен для всего того, что хочет

умереть и для всего того, что живет смертью.

Мы все живем смертью. Это наше главное занятие и главная трудность. Наша жизнь —

это смерть. Очень трудно расстаться с теми миллионами лет, вошедшими в привычку.

Очень тяжело научиться жить другой жизнью, оставаясь в старом каркасе, трещащим по

всем швам. Новый закон может быть усвоен лишь шаг за шагом — мы принуждаемы

освоить его совершенно радикально.

Сначала мы можем рассмотреть это индивидуальное маленькое тело, а затем великое

общее побуждение. Но разворачивается одна и та же 'вещь'.

* * *

Поначалу кажется, что индивидуальное тело начинает преследовать две возможности.

Оно имеет два вида переживаний, но переживание должно быть повторено тысячи раз,

прежде чем тело поймет и станет верно ему следовать — все происходит очень медленно.

Одно переживание относится к сопротивлению старого эволюционного каркаса, другое —

к новому дыханию.

Кости — это то, что более всего сопротивляется, и это то, что в конце концов остается в

ящике. Скелет сильно протестует против того, чтобы быть раздавленным этой

спускающейся плотностью: чем больше она давит, тем больше он сопротивляется — и,

возможно, что само это сопротивление дает ключ к преодолению трудности: оно

выковывает ключ точно также, как были выкованы остальные ключи мира. Решение

находится или раскрывается в препятствии.

Всякое сопротивление, как известно, порождает тепло — сопротивление мира сейчас

порождает особый жар. Но в индивидуальном теле этот жар очень странно проявляется.

Как то 'сокрушение' или 'давление', не в пример геологическому молоту, не разрушает

ничего, потому что оно 'текучее', оставаясь в то же время 'тверже алмаза', точно также и

это тепло, не в пример топке, не сжигает и не приводит к повышению температуры, и все

же в то же самое время погружает тело в некоторый... умеренный кипяток. Глобальный

кипяток.

Древние Риши знали этот Огонь, они называли его Агни. Тело попросту чувствует себя

бурлящим и лопающимся, но без того, чтобы буквально кипеть