Автор неизвестен

Изучение Телемы в ордене A.A.

детальном рассмотрении становиться очевидным, что Шива Самхита изначально должна была быть эзотерическим текстом, скорее всего тайной традиции, содержа ритуалы инициации, упомянутые в шестом параграфе четвертой главе: даже Мантры, утратившие силу, с помощью Йони-мудры дадут освобождение ученику, прошедшему обряд посвящения и искупавшемуся в нектаре 1000 раз. Автор, конечно, знал на какие аспекты учения стоит акцентировать внимание новых учеников, как свидетельствует совет из девятого и десятого разделов четвертой главы: Кто желает освобождения, тот должен практиковать Йони-мудру ежедневно. Практикой достигается высшее сознание Йоги, успех в Мудрах и Пранаяме, и победа над смертью. Об этом же говорится и в одиннадцатом разделе: дар пророчества и способность находиться везде, где пожелаешь, тоже приобретается практикой. Автор также дает понять, что этот трактат не предназначается для внешнего мира: эта Йога должна храниться в тайне. Открывать ее можно лишь тому, кто обладает всеми качествами йогина.

В Хатха-йога Прадипике указаны различные направления, хотя она также дает разъяснения по поводу основных йогических практик, и эти объяснения более схожи с учением Патанджали. Четыре главы последовательно проливают свет на (1) асаны (с основными предусловиями и базовыми практиками), (2) пранаяму, (3) мудры и (4) самадхи. Книга построена гораздо удобнее, чем Шива Самхита. Ставя практику выше теории, она мудро заключает: До тех пор, пока Прана не входит в Сушумну и не пронизывает Брахмарандхру, до тех пор, пока Бинду (семя) не становится устойчивым в результате ограничения дыхания, до тех пор, пока Читта не становится той же природы, что и объект медитации (Брахман) во время Дхианы, до тех пор те, кто говорят о Джнане, есть пустые и неправдивые люди.

Духовный Путеводитель

Духовный путеводитель, испанского священника Мигеля (или Михеля) де Молиноса (1627-1700 гг.), это европейский вариант Раджа-йоги - или, говоря словами автора, внутренние размышления, практики, которые известны под названием квиетизм.

Эту книгу сложно достать, хотя она настолько важна, что следовало бы переиздавать постоянно. Весьма успешный бестселлер своего времени, она была впервые опубликована в 1675 году, одобрена Инквизицией в 1682 году, а затем полностью изъята ею же как еретическая в 1685 году. Сам Молинос после признания его учения еретическим, был приговорен к пожизненному заключению, а сотни его последователей были осуждены Церковью, а нераспроданные копии книги были сожжены.

Судя по титульной странице издания 1699 года, полное название труда было таковым Духовный путеводитель, который освобождает душу; и приводит ее, внутренним путем к совершенному созерцанию и Богатым сокровищам вечного покоя.

Следующий отрывок из краткого вступления Молинос излагает его основные идеи, которые (не учитывая мелких расхождений в терминологии) могут удивить некоторых телемитов своим тесным сходством с их доктриной:

Путь внутреннего покоя во всех вещах должен соответствовать наслаждению и руководствоваться Божественной Воли: и поэтому будут жить сурово и горько, всегда беспокойно и хмуро, вместо следования пути мира, который заключается в полной согласованности с волей Божьей.

Эта Согласованность - радостное ярмо, которое ведет нас в края вечного мира и безмятежности. Поэтому мы будем знать, что бунт нашей воли - главная причина нашего беспокойства; и так как мы не принимаем радостное ярмо Божественной Воли, мы испытываем так много нужды и смятения. О Душа! Если бы мы посвятили себя Божественной Воле, и отдались бы в Его руки, какое бы умиротворение мы бы ощутили! Какое сладостное спокойствие! Какую внутреннюю безмятежность! Какое высшее блаженство и искренне блаженство! Пусть это станет целью данной книги. И пускай Господь одарит меня своим священным светом, для раскрытия тайных частей внутреннего пути, и великого счастья совершенного покоя.

В этих нескольких словах, Авраам Еврей узрел бы доктрину о Святом Ангеле-Хранителе, Лао Цзы узрел бы жизнь в Дао, автор Шивы Самхиты увидел бы в них Ишвару, а Свами Вивекананда узрел бы семена Веданты и методы Раджа Йоги. То, что Молинос называл молитвой, Вивекананда называл медитацией.

Невозможно суммировать детали и глубину доктрины изложенной на 162 страницах испещренных мелким шрифтом. Поэтому мы ограничимся коротким резюме, основанном на выдержках из самого текста.

Основная идея Молиноса вращается вокруг понятия внутреннего размышления которое становится истинным и безмолвным в присутствии Бога. Очевидно,