Идрис Шах

Искатель Истины

которые не имеют ничего общего с молитвами, ритуалами и аскезой, но посвятившие себя истинному созерцанию и служению' Как это понять? Почему нельзя молиться? Что плохого в ритуалах? кому не следует вести аскетический образ жизни?

Ответ: Когда молитвы, ритуалы и аскеза - всего лишь средства самооправдания, они приносят более вреда, чем пользы. Это вполне очевидно сегодня, когда стало окончательно понятно, что фиксации формы - это совсем не то же самое, что похвальное и полезное соблюдение ритуалов. Никому не следует молиться, если молитва вызвана тщеславием; обряды вредны, когда они приносят примитивные удовольствия, вроде эмоциональных стимулов, взамен просветления; нельзя быть аскетом тому, кто всего лишь наслаждается этим.

Все эти вещи были известны многие годы тому назад, и учителя обращали на них внимание своих учеников. Время от времени в различных школах эта обязанность, (предостерегать от опасностей такого рода) попадала в руки неподходящих людей, и теперь практически повсеместно считается, что если человек занимается какими-то из этих вещей, то он праведен.

 

 

Истинный Суфи и ложный Суфи

 

Вопрос: Я читал, в книге Хазул-Илахи, цитировавшего Шейха Янья Мунира следующее:

'Среди Мастеров Пути нет определенной манеры поведения. Один может есть и спать сколько хочется, другой постится и молится всю ночь. Один проводит все время в окружении учеников, другой живет в одиночестве. Один одет в тряпье, другой - в шелка. Тот молчалив, а этот - постоянно оживленно говорит. Одни скрывают свою святость, другие показывают ее публично. Некоторые служат всем людям, другие не имеют никаких дел со злом...'

Если все это так, то как узнать истинного Суфи и почему они ведут себя так по-разному?

Ответ: Суфи ведут себя таким образом, чтобы выполнять свою функцию; так что манера поведения может быть любой. Не забудьте, что все вещи, о которых говорит Янья, поверхностны, вторичны для Суфи, его связывает с ними только личные, вторичные связи.

Вот почему разные люди или даже один и тот же человек, ведут себя по-разному в разное время.

 

Что же до второго вопроса, узнать истинного учителя не составляет никаких трудностей для истинного ученика... Вероятно, вы прочли недостаточно суфийских текстов, иначе вы бы знали, что вы можете войти в заблуждение в этом вопросе, только если что-то недостойное в вас самих притягивает вас к недостойному человеку. Суфи нет нужды демонстрировать свои достоинства. Также и вам нет нужды в тесте на настоящего Суфи. Обратите ту часть себя, которую вы считаете наиболее откровенной к предполагаемому учителю. Истина к истине, обман к обману; если вы сам не обманщик вы не будете обмануты. Предположение, которого вы придерживаетесь, о том, что все искатели истины честны до конца, и все чего им не хватает - это хорошего теста на настоящего учителя, в действительности далеко от истины.

 

 

Уловка

 

Вопрос: О вас говорят, что вы иногда говорите и делаете вещи (например, противостоите ученым), которые вызывают смятение и вражду. Зачем вам это надо?

Ответ: Я могу лишь рассказать вам историю Саади из его Бустана, которая освещает один аспект этой ситуации. Однажды жил старик, которому некий юноша помог небольшой суммой денег. И вот однажды, выйдя из дома, старик увидел, как юношу вели на казнь, за преступление, которое он якобы совершил.

Старик тут же закричал: 'Умер Король!', что привело солдат в такое замешательство, что юноша получил возможность бежать.

Старик был тут же арестован и доставлен во дворец, где предстал перед королем, который спросил: 'Зачем ты сделал так, почтенный старец, и почему ты желал моей смерти?'

Тот отвечал: 'Мои слова о том, что ты мертв, не причинили никому вреда, но спасли жизнь'

Я рад добавить, что Король был так удивлен, что велел отпустить старика.

 

 

Средства

 

Вопрос: Какова роль ритуалов, понятий и терминов для Суфи?

Ответ: Быть Суфи и изучать Путь, - значит, иметь определенный склад ума. Этот склад ума возникает в результате применения Суфийским учителем 'инструментальной функции' в отношении ученика. Ритуалы, термины и понятия - все это элементы инструментальной функции, которые способствуют развитию Суфи, когда они правильно используются и когда люди, их использующие не являются зависимыми от них.

Это было ясно сформулировано Абул Хасаном Нури, более тысячи лет назад:

'Суфи', говорил он' не связан ничем,