Идрис Шах

Искатель Истины

я к зайцу' - подумал он, - 'он мудр и говорят, что он может помочь достичь желаемого'.

Заяц сказал: 'Собери всех комаров, сколько вас есть, действуйте вместе, жальте и жальте лошадь и у вас все получится'.

Комар созвал всех своих собратьев. Они услышали слова зайца и вдохновились желанием побороть лошадь. Они собрались в огромный рой и закусали лошадь до смерти. Конечно, они были рады своему успеху. Возвратившись к зайцу, они рассказали ему и всем животным о своей победе, и те были настолько поражены мудростью зайца, что записались к нему в ученики. Никто, конечно, не спросил, чего же они достигли этой победой.

После этого каждый комар стал мнить себя героем. Они разлетелись во все стороны и жалили всех, кто попадался им на пути. Но до сегодняшнего дня им не удалось в одиночку убить кого-либо своим жалом. Иногда рой комаров убивает какого-нибудь животного только это и подтверждает легенду, что чего-то можно добиться жалом, и что комар - самое сильное животное в мире - после зайца, конечно.

 

 

Кто виноват?

 

Вопрос: Я был учеником одного человека, но разочаровался в нем. Одержимость его и его последователей причиняла мне боль. Что мне делать?

Ответ: Что вам делать зависит от того, кто вы такой. Возможно, вы ничего не можете сделать. Вот история о воре, который украл у человека золотые монеты. Когда же он хотел что-то на них купить, оказалось, что эти монеты - фальшивые. После суда, когда его вели на виселицу за распространение фальшивых денег, он увидел человека, которого обокрал, и закричал что тот виноват в его несчастье.

Отсюда пошла пословица: 'Не кради, если не хочешь быть повешенным'.

Вы не можете вырвать одно из цепи последовательных событий и исправить ошибку лишь на этой ступени.

 

Приятное и неприятное.

 

Вопрос: Почему Суфи своими словами и поступками вызывают неприятные, и даже враждебные чувства?

Ответ: Если вы хирург и вскрываете ланцетом фурункул, будет ли ваш пациент спрашивать вас, почему вы ему доставляете неприятные ощущения?

Вопрос: Но когда Суфи очищают душу от грязи, почему этот процесс чаще всего приятен?

Ответ: Если врач вам прописывает диету, состоящую из вкусных продуктов, неужели вы его спросите, почему вам прописали эти вкусные абрикосы? Вы знаете, что он сделает это, потому что они содержат питательные вещества, которые вам необходимы.

А приятные или неприятные ощущения - выбор случаен.

Часть шестая. В Западных одеждах...

 

4 Путь Суфи, Пингуин едишен: стр. 61

5 Мыслители Востока, Пингуин едишен: страница 188 (Восьмой совет)

6 Мудрость Идиотов, Октагон едишен: страница 57-8, 'Чарики и его Дядя'

 

 

Суфи на западе

 

Вопрос: Разумеется, ваши попытки перенести на Запад Восточные идеи через суфийскую мысль и литературу должны рассматриваться как вторжение иностранной системы, подобно недавнему открытию для Запада Индуизма, Буддизма и Китайских традиций, но не как постоянное влияние. Если бы суфийские формы деятельности и концепции были в состоянии проникнуть на запад они бы давно так и сделали...

Ответ: Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под 'давно'. По данным Оксфордского Английского Словаря, слово 'Дервиш' появилось в 1585 году, слово 'Факир' (изначально арабское слово для персидского 'дервиш') в 1609, а термин Суфи пришел сюда в 1653.

'Суфизм' встречается впервые в 19 веке. Однако и это уже гораздо более раннее время, чем время появление многих интеллектуальных и прочих концепций, которые составляют основной поток Западной мысли. И гораздо раньше, чем 'Восточные' вторжения.

И это лишь начало. Газали (умер в 1111) величайший Суфи из Ирана, оказал настолько сильное влияние на средневековых мыслителей (включая английских), что его подозревали в том, что он был тайным христианским богословом; Роджер Бэкон обучал суфийским идеям в Оксфордском Университете вскоре после его основания. Францисканцы, Данте, Чосер и многие Западные мистики как доказали западные же историки испытывали на себе влияние суфийских материалов. Порой они просто цитировали суфийские тексты.

Я не думаю, что существует какая-нибудь параллель этому древнему присутствию исторического Суфизма на Западе, в любой из 'Восточных' систем, о которых вы упомянули. Мы строим свои действия на этом историческом основании плюс современном состоянии Западного общества и мысли. То, чем занимаются 'Восточные' не нам объяснять