Идрис Шах

Искатель Истины

Эллисон8 продемонстрировал, что когда крысам предлагался алкоголь, развлечения и еда в тех же обстоятельствах, что и человеку они проявляли сходные модели поведения.

Важность этого открытия в том, что оно помогает осознать то, что вопрос 'социального' или 'культурного' поведения на самом деле происходит из животной части человека.

В течение нескольких дней по помещении их в 'человеческие' условия, крысы выработали модели поведения, необычайно похожие на человеческие. Они приходили к поилкам тогда же, когда и европейцы и американцы, в предобеденный 'коктейльный час'. Так же они совмещали выпивку с общественной жизнью, хотя алкоголь (как и вода) был доступен им все время, они воздерживались от выпивки до тех пор, пока не приходила пора спать.

Время от времени люди в обществах, где алкоголь широко распространен, устраивают вечеринки - много пьют, получая похмелье. Так же поступали крысы. Внезапно 'бар' становился местом вечеринки: там собирались все крысы. Так же как и люди, после лихорадочного питья, крысы несколько дней приходили в себя, не употребляя ничего крепче воды.

Люди говорят, что они пьют, чтобы снять напряжение, чтобы быть общительнее, что их бизнес идет легче с собутыльниками, чтобы избежать одиночества и т.д. Могут ли те же мотивы двигать крысами? Вряд ли. Объяснение, скорее всего, в том, что некоторые аспекты социального поведения лежат корнями в животном уровне поведения человека.

 

Наука

 

Вопрос: Стоите ли вы в оппозиции к ученым?

Ответ: Вовсе нет. Но я стою в оппозиции к ученым, которые являются не тем, кем себя считают. Однажды я со своим другом Суфи оказался на лекции, посвященной переливанию крови, на которой присутствовала околонаучная публика.

Лектор пренебрежительно отозвался о 'древних народных поверьях' среди простых людей и о том, как ученые должны бороться с ними. Мой друг попросил разрешения задать вопрос. Получив его, он обернулся к аудитории и спросил, многие ли знают, к какой группе крови они принадлежат. Около четверти подняли руки. На вопрос, многие ли знают свой знак зодиака, руки подняли все.

Реальность и воображение

 

Вопрос: Действительно ли люди так глупы, как это показывают Суфи? Если да, то как тогда общество может функционировать так эффективно? Как можно проверить, действительно ли люди ведут себя так абсурдно, как они выставлены в суфийских историях и сказках?

Ответ: Люди действительно так глупы, как это показывают Суфи. Общество функционирует так эффективно потому, что не все люди глупы постоянно. Суфийская деятельность помогает им, показывая их глупость и предупреждая ее появление в то время, когда она может помешать пониманию.

Нет большой нужды проверять людей на соответствие Суфийским историям, потому что результаты этих проверок публикуются ежедневно во всех газетах и происходят повсеместно. Вам скажем так, не нужно проверять вишню на то, что она красная, вам нужно только видеть ее и знать что такое 'красная'.

Однако есть много людей, которые по той или иной причине любят демонстрировать человеческую глупость. Ярослав Гашек (автор Бравого Солдата Швейка) был одним из таких. Он написал статью в зоологический журнал, посвященную вопросу, почему слоны любят слушать музыку, тогда как тигры нет. Затем он написал трактат о доисторических окаменелых мухах, который оказался настолько успешным, что многие европейские журналы перепечатали его. Когда он выставил 'чистокровных оборотней' на продажу, его завалили заказами на них. Переодевшись в полицейскую форму, он явился к Ректору Пражской Академии, и заявил, что тот арестован, после чего ректор безропотно проследовал за ним в участок.

Этим Гашек показал, что люди готовы повиноваться знакам авторитета, что они верят всему, что написано в академических журналах, они поверят даже 'оборотням', если им их предложат.

Так могу ли я задать вам вопрос? Если люди не были бы так глупы, стали бы они терпеть людей и организации, которые эксплуатируют их? Кто голосует за лживых политиков, и кто правит так многими из нас?

Путаница Поверхностного с Восприимчивым

 

Вопрос: Является ли способность ценить искусство функцией высшего восприятия? Когда Суфи говорят о вторичном 'я', которое состоит главным образом из эмоционального и заученного, не используют ли они художественное чутье, чтобы проникнуть через тот барьер, утверждая тем самым образы и ценности, лежащие далеко от поверхностных? Художественное