Михаэль Лайтман

Каббала в контексте истории и современности

отмеряет находящимся на ней душам определенную порцию света Бесконечности. Однако души, поднимаясь по ступеням миров, ничего не меняют в самом свете, а все изменения ощущаются только ими и относительно себя.

Каждое состояние души состоит из сущности Творца, души и света. Сущность Творца – непостигаема. В душе же всегда есть два противоположных состояния: скрытие и раскрытие. Сначала душа своим эгоистическим желанием скрывает сама же от себя свет Творца, но в мере исправления скрытие превращается в раскрытие, в постижение. Мы не можем ощутить различия между светом Творца и Сущностью Творца, напомним только, что Сущность Творца совершенно непостижима, а то, что доходит до нас от Творца через все миры, мы и называем «Свет». В принципе, любая вышестоящая ступень относительно низшей является светом, Творцом.

5.2.2 Четыре стадии развития творения

Свет, который выходит из Сущности Творца для того, чтобы создать творение, называется «корневая или нулевая стадия» – Кетер(иврит - «корона»), потому что этот свет является корнем, источником всего мироздания. Этот свет создает из себя желание наслаждаться им самим. Желание наслаждаться светом называется также желанием получить свет, потому что получение в духовном возможно только в мере желания насладиться получаемым. Величина наслаждения зависит только от величины желания получить это удовольствие.

Даже в нашем мире, несмотря на то, что желудок может быть пустым, но без желания человек есть не станет. Поэтому желание – это сосуд для наполнения, и без желания нет наслаждения. В духовном не бывает принуждения, ведь в нем существуют только силы-желания, поэтому там наполнение всегда соответствует желанию.

Свет, выходящий из Сущности Творца, создает для себя желание – сосуд и наполняет его. Удовольствие, которое при этом ощущает творение, называется «свет Хохма» (иврит – мудрости). Желание, которое рождается с помощью света, называется «первая стадия» или «стадия Хохма». Это первая стадия создания будущего желания. Почему будущего? – Потому что это желание не появилось самостоятельно, а было создано светом.

Для того чтобы творение могло почувствовать удовольствие от света, оно должно само захотеть наполниться им. Это значит, что желание и решение насладиться светом должны исходить от самого творения, а не от Творца.

Для того чтобы захотеть получить свет, творение должно еще до получения заранее знать, какое удовольствие содержится в свете. Поэтому творение должно сначала получить свет, затем