Морозов НА

Откровение в грозе и буре

306 Жития. Ноябрь.

307 Thierry, 352, и Aime Puech: St Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891, page 263. Интересно, что когда он встретил на своём пути монахаанахорета (Neander, II, р. 185), он прежде всего был поражён бездействием, на которое тот себя осудил, начал убеждать его в том, что активная жизнь была приятна «властелину». В результате отшельник бросил своё анахоретство и ушёл в город. Это новый повод сомневаться в бывшем анахоретств самого Иоанна во время его молодости (Aime Puech: St. Jean Chrysostome, p. 264).

308 Муравьёв, стр. 335.

309 Муравьёв, стр. 335.

310 В Константинополе в это время даже не пускали в церкви никого, кто при входе не соглашался анафематизировать лично Иоанна. Thierry. St. Jean Chrys., 362.

311 Quum urbs tota more recepto ad spectacula in loco Daphnes effusa esset. Niceph. XIII, 30. Thierry, 379,

312 Si quis episcoporum cum Theophilo, Attico, Porphyrio commumnicare noluerit, extortis ecclesia esto et facultatibus privatum. Niceph. XIII, 30. Thierry, 750.

313 Si quis episcoporum cum Theophilo, Attico, Porphyrio commumnicare noluerit, extortis ecclesia esto et facultatibus privatum. Niceph. XIII, 30. Thierry, 750.

314 Quomodo a me petis, ut orare digner… Nil. Epist. 233 ad Arcad.

315 Quomodo a me petis, ut orare digner… Nil. Epist. 233 ad Arcad.

316 «II faut noter que jusqu'a Justinien (VI siecle), l'Eglise d'Antioche n'a admis ni la seconde epitre de Pierre ni la deuxieme et la troisieme de Jean, ni l'epitre de Jude, et il est probable qu'elle rejetait aussi l'Apocalypse» (Aime Puech: St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891, page 161).

317 Некоторые из таких указаний сохранились и до сих пор, и попрежнему приводятся в подтверждение древности «Откровения». Так, например, говорят, что на принадлежность его «рыбаку Иоанну» есть отдельные указания в некоторых речах или поучениях, приписываемых Папию Иеропольскому, Юстину Философу, Иренею Лионскому и самому Оригену, а отдельные возражения против этого есть в речах, приписываемых Дионисию Александрийскому (III век) и Евсевию Памфику Кессарийскому (IV век). Однако, «Апокалипсис Иоанна », как мы доказали астрономическими способами, появился после грозы 30го сентября 395 юлианского года, Поэтому, конечно, не могло быть и упоминаний о нём ранее указанного времени. Но кроме него могли быть другие, не дошедшие до нас «Откровения» разных астрологов, к которым могут относиться подобные указания.

318 I. Newtoni Opera. Londini, 1785. Т. V, p. 441.

319 „Imp. Arcad. et Honor. A. A. Aureliano Proc. Africae:vocabulo continentur, et latis adversus eos sanctionibus debent succumbere, qui vel levi argumento, a judicio catholicae religionis et tramite detecti fuerint deviare: ideoque experientia tua Euresium haereticum esse cognoscat. Dat iii Non. Sept. Constantinop. Olibrio et Probino Coss. A. C. 395. Однако пометка «395 г. от Р.X.» указывает на вставку переписчика – так как время рождения ЕгошуаИисуса ещё не было тогда известно и его вычислили потом, повидимому, тоже «по звёздам».

На астрономический способ определения многих из христианских праздников