Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

КРАСОТА ДЛЯ ВСЕХ

~~~~~~~~~~~~~~~~

Но где мы встретим такое понимание красоты? Оно достояние лишь

немногих. Космическое созерцание еще только наследие будущего. Однако,

красота, воспринятая более узко, уже была достоянием большого числа

людей, потому история духовной культуры человечества - есть, вместе с

тем, и путь красоты. И все-таки нужно сказать, что как раньше, так и

теперь большинство людей, если не стоят вполне в

стороне от пути

красоты, то получают от него лишь крохи. В то время как история

человечества собрала столько сокровищ искусства, что-же наблюдается в

жизни народной массы? Рядовому человеку эти ценности еще так мало

знакомы, он еще так беден красотою. В цивилизованных странах дни

миллионов рабочих протекают без всяких эстетических импульсов: машины,

рудники, заводы, где все кругом покрыто копотью и пылью. Во всем

жизненном обиходе - стандартный фабричный продукт, нет песен, нет

музыки, за исключением, может быть патефона, да за последнее время -

радио. Большинству же людей среднего сословия недостает понимания и

интереса к искусству, они довольствуются, большей частью, его

суррогатами.

Истинным позором и бедствием нашей эпохи, можно сказать, является

вся столь распространенная "шлягерная " музыка, все до невозможности

пошлые киносценарии, все антикультурные пьесы и оперетки,

разыгрываемые под знаком искусства, все романы и другие книги легкого

жанра, которые так тонко развращают сознание миллионов нашего

поколения. Даже многие из лучших художников и писателей погрязают в

равнодушии к Высшим Устоям Мира, к бессмертию духа, к сверканиям

подвига и самопожертвования. Поистине, самой насущной потребностью

нашей эпохи является огненное очищение всей культуры.

"Можно считать эту аритмичность признаком последнего периода Кали

Юги. Именно, тьма будет всеми мерами нарушать всякую стройность.

Диссонанс является отличительным признаком всех современных искусств.

Даже можно заметить, как консонанс и мажор сделались как бы

отличительным признаком устарелости. Нужно иметь известное мужество,

чтобы продолжать творить в консонансе мажора - маэстозо. Так нужно по

всему строению жизни отмечать отклонение от всякого героизма" (Сердце.

4O2).

"Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство

красоты, стараясь все снизить и приурочить к сознанию масс. Как

выразился один писатель: "Чудесные краски мира погибают, над ними

превалирует защитный цвет. Как больно жить в нашу эпоху. Как тяжко

видеть прикасание все нивелирующей руки!" (Из писем Е.И.Р.).

Наш духовный слух, истинно, должен был безмерно страдать,

прислушиваясь к грубым и безобразным звукам эпохи: ибо наше сердце

должно тосковать по Божественной Эроике!...

Гораздо счастливее, в эстетическом отношении, был человек

природы. Его воображение еще не было искажено. Его вкус был здоров, и

то, что он творил, он творил как будто перед Богом. Мы знаем, как

часто человек древности являлся как бы врожденным художником. Его

кустарные работы являют иногда удивительное чувство цвета и формы. По

всей стране тогда жужжала пчелиная песнь прялки. Он радовался красоте

цветка и вплетал его в узор своей перчатки или покрывала, он украшал

свое жилище, его творческий дух проявлялся повсюду. С другой стороны -

он всю свою жизнь претворял в пение. Для каждого состояния его психики

- для скорби, радости, даже для гнева был свой поэтический ритм.

Тогда, конечно, и эмоции, не могли так скоро переходить в аффекты, ибо

песнь успокаивает встревоженный дух. Без песни наши предки не

перенесли бы и крепостного ига.

Мы должны учиться у древних греков возлюбить красоту так, как они

ее