Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

с

общим духовным развитием, с культурой сердца. Хотя, с одной стороны,

красота постепенно раскрывает врата к духовности, все-же - познать

истинно-прекрасное может лишь духовность. Понять красоту во всех ее

разновидностях, в ее существенном, космическом проявлении, может лишь

высоко духовная, синтетическая индивидуальность. истинно прекрасное

воспринять, постичь и оценить может лишь прекрасная душа. Чтобы

увидеть красоту, глазу самому нужно воссиять светом духа, стать

прекрасным. "Озаренное око созерцает Красоту. Пусть каждый из нас

становится прекрасным и божественным, чтобы увидеть Прекрасное и

Божественное!" (Плотин). ВЕдь "правда Вечности в красоте духа". Оттого

и прекрасной душе открывается покров глубин Космоса. Красота ведь

раскрывает все проблемы: надо познать Прекрасное в его сущности, и все

поле зрения раздвинется в ширь космического сознания.

"Пробудив желание к красоте

беспредельности во всем,

человечество пойдет без

оглядки. Только Величие Космоса

устремит дух к недостижимым

Высотам".

Беспредельность. 46.

КОСМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАСОТЫ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Что-же постигает во Вселенной духовный взор? Материя для него так

же божественна, как и дух. Оба они рассматриваются, как два полюса

одного и того же явления - субъективный и объективный, или как два

аспекта Абсолюта, что друг друга дополняют и способствуют

совершенствованию. Существует только один принцип - дух-материя,

материя-дух, "квинтэссенция кого - Абсолют есть единственная

реальность" (Чаша Востока). Если исходить индуктивно из сущности

природы- тогда все есть материя (или "сгущение" духа в разных степенях

вибрации); исходя дедуктивно, т.е. из Беспредельного - все дух. На

самом деле то, что люди понимают как материю, есть лишь поля энергии

различной плотности и интенсивности, и эта энергия, в конце концов,

сводится к непостижимому духо-материальному Первоначалу, к Великой

Тайне Тайн, поле проявления которой есть Беспредельность.

Так понимая земную материю, мы придаем ей новую возвышенную,

космическую значимость. Но, с другой стороны, нельзя представить и

дух, как чисто нематериальную, отвлеченную сущность. Дух - несравнимо

тонкая, лучезарная, огненная энергия, представляемая Востоком как

"светоносная материя". Каждая человеческая монада и каждая духовная

искра и есть частичное проявление высшей Божественной Энергии, Единого

и Вечного Огня Духа, который и есть сущность всего Бытия. Вся "жизнь

от малейших пылинок до неисчислимых величин" объята и насыщена

Космическим Огнем, в разных степенях и формах проявления осознания, и

можно считать вся Вселенная дышит и живет Огнем. Именно, этот Огонь

Духа

и есть активное, творческое, мыслящее Проявление Неведомого

Первоначала во вселенной, оно и ведет все сущее по пути эволюции.

Потому мы и не должны забыть: хотя земная материя имеет весьма

важное значение, но лишь дух дает ей истинную, сокровенную значимость.

Материя без духа слепа. Огонь духа ее оживотворяет и освящает, делает

ее сознательной и гармоничной. Дух также облекает материю в красоту. И

чем больше насыщенности огнем духа, тем больше красоты.

Поэтому красота физических явлений есть не только вопрос формы,

как это утверждает формальная эстетика, но красота есть гармонический

результат некоторого имманентного, целесообразного содержания. Таким

образом, физическая красота есть в сущности динамическая, не

статически