Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

что она должна заставить сердце ребенка вострепетать к

благу и почуять отвращение ко всему порочному. Потому так желательно

было бы, чтобы ученик, кончив училище, помимо теоретических знаний,

уносил с собою также и умение, в большей или меньшей мере, играть на

каком-либо музыкальном инструменте. Ибо, в какое незабываемое

благословение превратятся потом часы его жизни, озаренные сознанием,

что он в состоянии не только вслушиваться в звуковые гармонии, но и

соучаствовать в них.

Также и уроки пластики, рисования, поэтики, истории искусства и

литературы, наряду с изучением стройности и гармонии художественных

произведений, должны вложить в душу воспитанника и высшие моральные

качества, как стремление к согласованности и благонравию, к

превращению всех диссонансов своих в благозвучную мелодию жизни.

Далее, эти уроки разовьют тонкую

способность вчувствоваться в гамму

чужих вибраций, чувство взаимопонимания, сострадания и жажду облегчить

участь своего собрата.

Но эти уроки должны, в широкой мере, удовлетворять также

творческую пытливость ребенка. Мы уже видели, что творчество является

истинным одухотворителем и возносителем нашей жизни, что оно всем

действиям придает высшее качество, и что даже творчество в чисто

материальной сфере, в конце концов, ведет к претворению импульсов

духа. Потому и чуткий воспитатель во всем и везде, в каждом предмете и

задании, должен пробуждать и углублять творческий инстинкт ребенка.

Это должны быть задания, где могут выявляться самые доблестные горения

молодого сердца, его сокровенные чаяния и вся ширь фантазии, - эти

вехи столь необходимые на его дальнейшем пути самосовершенствования.

Для этого в школах, помимо уроков рисования и литературной композиции,

надо углубить также значение практического обучения прикладному

искусству: рукоделию и ремеслам. Мы ведь все знаем о превосходстве

ручного труда над фабричным стандартом, и все-же пользуемся лишь

последним. Не забудем и чисто духовную основу: если в ручное ремесло

человек вкладывает свой огненный интерес, свою радость и жажду

прекрасного качества и совершенства, он этим как бы облагораживает сам

предмет и насыщает его психической энергией.

"Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами

или ремеслами", - говорит Учение Живой Этики. "Каждый должен был

приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство

сосредоточения. Каждый, в стремлении к совершенствованию, напрягал

волю и внимание. Даже на немногих, дошедших до нас предметах можно

видеть высокое качество ремесла. именно теперь настало время снова

вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное ограничение в

предел машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое

обновит воображение. Именно, качество и воображение соединены на

ступенях огненного достижения" (Мир Огненный, II 293).

Но отнюдь не только на уроках музыки, пения, рисования, истории

литературы и искусств, - чуткий, действительно образованный учитель

найдет возможность ознакомить ребенка с понятием прекрасного также и

на уроках опытного знания, как естествоведения, географии и

астрономии, даже на уроках химии и биологии, математики и философии

ученику может приоткрыться завеса беспредельных высот красоты. Далее

экскурсии и прямое соприкосновение с сущностью природы дает много

восхищения и духовного обновления. Учитель должен стать истинным

водителем души ребенка в страну высших идеалов Культуры, познании

великих Законов Вселенной, в сердечное сопричастие с беспредельной

гармонизацией, закономерностью и целесообраностью сущего.

Ибо школа должна подготовить ребенка к священной его миссии,

первые основы которой должна заложить уже