Луций Апулей

Метаморфозы, или Золотой осел

— Эта новелла также попала в «Декамерон» (день V, новелла 10).

234

11. …год… склонялся к зимнему инею Козерога. — Солнце вступает в созвездие Козерога в начале зимы.

235

12. Шестьдесят стадий — 9,5 километра.

236

13. Для несушки.

237

14. Римляне были очень суеверны; любое необычное явление могли принять за дурное предзнаменование.

238

15. …жезлом из виноградной лозы… — Такой жезл был отличительным знаком центуриона и служил для расправы с провинившимися солдатами.

239

16. …он боялся… ответственности за бесчестие, причиненное Гению, которому приносил… присягу… — В Римской империи существовал официальный культ гения хранителя императора. Этому божеству присягали на верность солдаты. Поэтому потеря меча была не просто военным преступлением, но святотатством и оскорблением императора.

240

17. …поговорка о взгляде и тени осла. — Речь идет не об одной, а о двух случайно смешанных греческих поговорках. Первая — (судиться) «из за ослиного взгляда». Ее применяли к тем, кто возбуждал судебное дело из за пустяков, или в тех случаях, когда ничтожные причины вызывали серьезные последствия. Вторая — (говорить, спорить) «о тени осла», то есть интересоваться пустяками, спорить из за пустяков.

Книга Х

241

1. …сменим ка… комедийные башмаки на котурны. — Обувь комических актеров — сокк — была синонимом комического стиля, а котурны — трагического.

242

2. Куриями назывались здания, в которых заседал римский сенат. Подобная терминология, как видно, была принята и в провинциальных сенатах.

243

3. … по закону Аттики и Марсова судилища… — то есть ареопага, древнейшего судебного учреждения в Афинах, получившего свое название от места, где заседал этот суд (холм Ареса, то есть римского Марса). Ведению ареопага подлежали, между прочим, дела об убийстве.

244

4. …быть зашитым в мешок. — Виновных в убийстве ближайших родственников секли розгами до крови, а затем зашивали в кожаный мешок вместе с собакой, петухом, обезьяной и змеей и топили в море.

245

5. Каждый судья выражал свое мнение в одной из трех формул: 1) осуждаю; 2) оправдываю; 3) вопрос не ясен (таблички, на которых это писалось, собирались затем в урну).

246

6. …ни колеса, ни дыбы… — Дыба — бревно на четырех ножках, на котором пытаемому вытягивали конечности.

247

7. Мандрагора — из корней и плодов этого растения добывался сок, который в смеси с тремя частями вина употреблялся как снотворное и обезболивающее средство. Легенды о волшебных свойствах корней мандрагоры, напоминающих своими очертаниями человеческую фигуру, были распространены в древности.

248

8. Этеокл и Полиник — сыновья Эдипа, затеявшие братоубийственную войну из за власти в Фивах.

249

9. Финей — легендарный фракийский царь, ослепивший, по наущению жены, своих сыновей от первого брака. В наказание за это гарпии (крылатые чудовища с девичьими лицами) похищали его пищу и марали своими нечистотами все, что не могли унести.

250

10. См. прим. 14 к кн. IX.

251

11. …как ослиная Пасифая. — Бог Посейдон, разгневавшись на критского царя Миноса, заставил его жену Пасифаю влюбиться в быка. Плодом этой страсти был человекобык — Минотавр.

252

12. …сцена открывается перед глазами зрителей. — Следует знаменитое описание пантомима — наиболее популярного вида театральных представлений эпохи Римской империи. Обыкновенно танцы и игра актеров сопровождались песнями хора, объяснявшего зрителю, что происходит на сцене.

253

13. Идейская гора. — Ида — горный хребет в Малой Азии, у подножия которого лежало древнее Троянское царство.

254

14. Кадуцей — атрибут бога глашатая Меркурия в виде стержня, обвитого двумя змеями.

255

15. Кастор и Поллукс (Полидевк) — близнецы, сыновья Леды. Отцом Кастора был смертный, а отцом Поллукса (Полидевка) — Зевс.

256

16. См. прим. 27 к кн. IV.

257

17. Прославленные ахейские вожди — вожди греков, сражавшихся под Троей.

258

18. Паламед — один из героев троянского цикла мифов. Одиссей и Агамемнон, завидовавшие его хитрости и уму, подбросили в его палатку золото и подложное письмо от троянского царя Приама, а затем обвинили Паламеда в предательстве, и народ побил его камнями.

259

19. Намек на миф об Аяксе, который перерезал от обиды и горя стадо, когда ахейцы после смерти Ахилла отдали его оружие не ему, а Одиссею (Улиссу).

260 20. Старец божественной мудрости — Сократ, который был обвинен в нечестии и развращении